background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

17 января 2018 г. | 17:01

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

«Наш приоритет – пациентоориентированность»

Интервью руководителя Управления здравоохранения по г. Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан Олега Сабаева.

Олег САБАЕВ,
руководитель Управления здравоохранения по г. Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан

– Олег Вильевич, какие показатели характеризуют здравоохранение города? Каковы основные направления развития медицины Автограда?

– На протяжении последних пяти лет в Набережных Челнах сохраняется положительная демографическая ситуация. В 2016 году в нашем городе отмечены самый высокий показатель естественного прироста населения и самая низкая смертность в Татарстане. Ожидаемая продолжительность жизни - 74 года, это почти на четыре года больше, чем в среднем по России. К 2017 году население города составило более полумиллиона человек, которых обслуживают 32 ЛПУ, в том числе шесть стационаров, восемь взрослых и шесть детских поликлиник, пять диспансеров, четыре стоматологические поликлиники, два специализированных медицинских центра, одна станция скорой медицинской помощи.

 

 

Набережные Челны – относительно молодой город, который возводился в рамках всесоюзной стройки. Износ поликлинических учреждений составляет более 60 %. Сегодня мы находимся на пороге грандиозных перемен, которые коснутся первичной сети. В 2017 году будет проведён капитальный ремонт 15 объектов (взрослые и детские поликлиники), на 2018-й запланировано ещё 14, включая диспансеры и женские консультации. При этом наша задача не только сделать ремонт, но и поменять саму систему отношения к пациентам. Внешние изменения должны сопровождаться внутренними, прописанными в концепции проекта «Дружелюбная поликлиника – татарстанский стандарт». Основная задача – обеспечить доступность медицинской помощи, внедрить принципы пациентоориентированности. Так, в 2016 году в Набережных Челнах с помощью системы электронного здравоохранения на приём к врачам записалось 1,6 млн пациентов. Вместе с тем в городе есть районы, где больше пенсионеров, которые не могут пользоваться интернетом. Для их удобства рядом с каждым инфоматом в ЛПУ будут стоять фельдшер или медсестра, которые помогут записаться на приём. Если ситуация не терпит отлагательства, пациент будет вне очереди направлен в доврачебный кабинет или в кабинет экстренной помощи.

 

 

Следующее важное направление – обеспечение населения восстановительным лечением. Реабилитация будет проводиться и в амбулаторно-поликлинической сети, что учитывается при модернизации поликлиник. Так, в некоторых учреждениях изначально были предусмотрены бассейны, которые после ремонта будут использоваться как водолечебницы. В Набережных Челнах работают учреждения, оказывающие высоко-технологичную помощь. Мы научились спасать пациентов, которые ещё недавно были безнадёжными. Но после операции мы должны сделать так, чтобы человек как максимум вернул свою трудоспособность или как минимум мог самостоятельно себя обслуживать. Это целесообразно и с экономической точки зрения, поскольку каждый такой больной требует внимания как со стороны медиков и социальных служб, так и со стороны родных. А в ряде случаев до инвалидизации можно и не доводить.

 

 

– Вы говорите о профилактике?

– Да, одним из приоритетов первичного звена, безусловно, является профилактика. Мы должны понимать, что при отсутствии взаимопонимания между медиками и пациентами ответственного отношения людей к своему здоровью нам не добиться. Большое внимание уделяется разъяснительной работе как с медицинским сообществом, так и с населением. Уверен, что модернизация первичного звена позволит нам по-новому выстроить логистику, сделав её более удобной для пациентов. Важно, чтобы они увидели, что мы заботимся об их удобстве. Человек приходит в медучреждение со своими проблемами. Не всегда они, по мнению специалиста, являются действительно серьёзными, но, с другой стороны, неочевидная на первый взгляд патология может привести к осложнениям. В любом случае медработник должен быть дружелюбным, уметь выслушать пациента, направить в правильное русло его повествование и получить необходимую информацию, чтобы его вылечить. Это один из элементов корпоративной культуры. В первую очередь она зависит от позиции руководителя учреждения, его личного примера. Одновременно с этим мы используем такие инструменты, как речевые модули, стандарты вежливости и т.п. Конечно, нужно учитывать наш менталитет, но у отечественного здравоохранения тоже есть исторически сложившиеся традиции, этические принципы, заложенные нашими учителями в медицине.

 

 

– Каковы ваши главные задачи на 2017 год?

– Главные критерии оценки эффективности работы системы здравоохранения – демографические показатели. Мы ставим перед собой задачу ещё снизить смертность или как минимум сохранить лидирующие позиции.

 

 

Необходимо выполнить все запланированные работы по капремонту, оценить результаты. Впервые за последние годы выделены средства, которые позволят нам изменить облик амбулаторно-поликлинических учреждений. Заботясь о пациентах, мы должны думать и о создании комфортных условий и для медицинских работников. К сожалению, в Набережных Челнах были случаи нападений со стороны неадекватных пациентов на бригады скорой помощи. Хотелось бы, чтобы медики были защищены от подобных ситуаций.

 

 

Мы занимаемся мониторингом общественного мнения, проводим анкетирование пациентов и медработников. Любые преобразования всегда имеют как сторонников, так и противников. Важно уметь отличить эмоциональное отношение людей от реальных проблем и сделать правильные выводы. Так, в частности, было, когда мы открывали офисы врачей общей практики. В конечном счёте это позволило сделать более доступной медицинскую помощь «на местах». Ещё один пример: представители старшего поколения привыкли полежать в больнице один-два раза в год, просто чтобы «подлечиться». Сегодня такое использование коечного фонда – непозволительная роскошь. Меняются подходы и к лечению. Так, при гипертонической болезни уже не принято ставить капельницы. Состояние коррегируется с помощью таблетированных препаратов, если, конечно, речь не идёт об осложнениях, таких как гипоксия головного мозга и других. А пожилые считают, что если им не поставили в стационаре капельницу, значит – лечения не получили. Медицинскому сообществу необходимо повышать грамотность населения, при этом понимая, что люди никогда не будут до конца удовлетворены положением дел. Как только мы достигаем определённого уровня, нам нужно думать о том, как дальше повышать качество медицинской помощи.

 

 

 

Здравоохранение Набережных Челнов: показатели 2016 года

Общая смертность – 8,3 на 1000 населения
младенческая – 5,3 на 1000 детей, родившихся живыми
Болезни системы кровообращения в структуре смертности составляют 47,1 %
злокачественные новообразования – 173,4 случая на 100 тысяч населения (20,8 %), что на 4,1 % ниже показателя 2015 года
Смертность от дорожно-транспортных происшествий – 7,6 на 100 тысяч, что на 9 % ниже, чем в 2015-м
Выполнено 2400 высокотехнологичных вмешательств, в том числе 1487 по поводу сердечно-сосудистых заболеваний
88 500 человек прошли диспансеризацию (100 % от плана)

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.