background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

15 ноября 2018 г. | 13:11

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Лучшие практики Зелёного Дола

В первичном звене медицинскую помощь получают около 80 % всех пациентов, обращающихся в организации здравоохранения. Мощность амбулаторно-поликлинической службы Зеленодольской центральной районной больницы – 3159 посещений в смену или 1 300 000 – в год. При таком потоке вопрос совершенствования медицинской помощи всегда актуален, и больница успешно внедряет лучшие практики организации лечебно-диагностического процесса.

 

За последние годы Зеленодольская ЦРБ неоднократно становилась пилотной площадкой для реализации различных проектов в здравоохранении, как республиканских, так и федеральных. Что важно, впоследствии они успешно внедряются в практику и могут быть тиражированы в других ЛПУ.

Так, в октябре 2016 года в рамках федеральной программы в Зеленодольске стартовал пилотный проект «Карта жителя Республики Татарстан», в рамках которого были представлены и медицинские сервисы:

- электронная запись, которая позволяет записаться на приём к врачу, не вводя данные вручную на терминалах электронной очереди;

- электронный учёт выдачи детского питания. При наличии медицинских показаний врач формирует рецепт на бесплатное детское молочное питание в ЕГИС «Электронное здравоохранение Республики Татарстан». Эта информация передаётся на автоматизированное рабочее место на пункте выдачи молочного питания;

- быстрый поиск, благодаря которому медицинский персонал на стойке информации может осуществлять идентификацию пациента в базе населения ЕГИС единой медицинской системы ЕГИС ЭЗ РТ без ручного ввода данных;

- электронные рецепты. При медицинских показаниях врач формирует рецепт на лекарства в ЕГИС ЭЗ РТ и подписывает электронно-цифровой подписью. Эти данные направляются в информационную систему ГУП «Таттехмедфарм» для приобретения препаратов по «Карте жителя»;

 

 

- формирование электронной амбулаторной карты. Врач вводит данные о пациенте в информационную систему: жалобы, анамнез, объективный статус, обследование и лечение, после чего подписывает факт обращения пациента электронно-цифровой подписью;

- идентификация гражданина врачами скорой медицинской помощи для получения доступа к электронной медицинской карте больного. Данные из единой информационной системы могут быть отражены прямо на планшетном компьютере бригады скорой;

- использование электронной цифровой подписи врачами при формировании электронного листка нетрудоспособности.

 

 

Тогда же, в октябре 2016 года, в Зеленодольской ЦРБ стартовала реализация программы «Дружелюбная поликлиника – Татарстанский стандарт». Таким образом, учреждение стало одной из первых пилотных площадок, на которой были успешно апробированы мероприятия, направленные на совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению. Цель программы – сделать лечение доступным и качественным, а пребывание в поликлинике – комфортным и приятным. Одним из ключевых нововведений стал приём врачей только по записи, что позволило более эффективно планировать рабочее время. Для удобства граждан предусмотрена возможность сделать это как на сайте госуслуг, так и через инфомат в самой поликлинике. Расписание всех специалистов доступно для каждого жителя на 14 дней вперёд. В случае возникновения острого состояния посетитель может обратиться в кабинет дежурного врача в порядке живой очереди.

Согласно требованиям проекта был изменён и принцип работы медицинских учреждений: вместо регистратуры появилась открытая зона, позволяющая сотрудникам свободно общаться с пациентами, и медицинский пост. На входе посетителя встречает медицинский персонал, выясняет цель визита, определяет оптимальный маршрут, при необходимости провожает до нужного кабинета, помогает записаться на приём через инфомат, мобильное приложение, портал государственных услуг РТ, отвечает на другие вопросы. Медицинские сёстры и акушерки не только ведут приём вместе с врачом, но и помогают получить необходимую информацию на медицинском посту, оформляют соответствующую документацию, направления на обследования. С этим же вопросом можно обратиться к персоналу, находящемуся у инфоматов и на стойке информации.

 

 

На сегодняшний день по новому стандарту работают поликлиники № 1 и 3 Зеленодольской ЦРБ. После капитального ремонта в сентябре 2017 года открылся филиал женской консультации, ставший третьим лечебным подразделением учреждения в Зеленодольске, функционирующим в соответствии с принципами дружелюбности.

Во исполнение Приказа Минздрава Татарстана № 2451 от 31.12.2014 «Об организации отделений (кабинетов) неотложной медицинской помощи взрослому населению в амбулаторно-поликлинических учреждениях Республики Татарстан» для повышения доступности участковых терапевтов все вызовы на дом обслуживаются высококвалифицированными фельдшерами выездных бригад, оснащённых необходимым оборудованием. В ГАУЗ «Зеленодольская ЦРБ» создано четыре кабинета (три – в поликлиниках № 1, 3, 4 и один – на базе взрослой поликлиники филиала «Васильевская районная больница»). При оказании помощи медицинский работник выдаёт пациенту медицинскую справку, в которой отражены данные о состоянии здоровья, диагноз, при необходимости временное освобождение от работы.

Организационные преобразования в работе учреждений первичного звена были бы невозможны без изменений условий работы и оказания медицинской помощи. Привести все поликлиники в соответствие с современными стандартами призвана президентская программа капитального ремонта амбулаторно-поликлинических учреждений Татарстана на 2017–2018 годы. Зеленодольскую ЦРБ она тоже затронула: для проведения строительно-отделочных работ в консультативно-диагностической поликлинике, поликлиниках № 3 и 4 выделено более 80 миллионов рублей.

 

 

Следующим этапом, который логично следует за внедрением татарстанских стандартов дружелюбности, стало изучение опыта коллег из других регионов в рамках проекта «Бережливая поликлиника». По поручению Министра здравоохранения Республики Татарстан Марата Садыкова в марте представители Зеленодольской ЦРБ посетили Городскую поликлинику № 2 г. Ижевска Республики Удмуртия. С 2017 года это учреждение работает в рамках федерального проекта «Бережливая поликлиника». Цель командировки заключалась в обмене опытом и внедрении новых технологий при работе с пациентами в амбулаторно-поликлинических учреждениях Республики Татарстан.

Проекты «Дружелюбная поликлиника – Татарстанский стандарт» и «Бережливая поликлиника» во многом перекликаются и преследуют схожие цели:

 

 

1. Сокращение времени ожидания посетителями приёма.

2. Повышение удовлетворённости пациентов качеством и сроками получения медицинской помощи.

3. Обеспечение равномерного сбалансированного распределения функциональных обязанностей между врачами и средним медперсоналом, а также распределение функций персонала внутри отдельных структурных подразделений (например: регистратуры, клинической лаборатории и др.).

4. Оптимизация информационных потоков, в т.ч. повышение эффективности медицинской информационной системы, устранение дублирования и избыточного ручного труда при вводе информации.

5. Формирование рациональных потоков пациентов в зависимости от цели посещения медицинской организации.

6. Эффективное использование площади.

7. Прозрачность организации лечебно-диагностических процессов для пациентов.

8. Формирование компетенций персонала медицинской организации по быстрому выявлению проблем и их устранению.

9. Выявление среди персонала лидеров изменений, способных проводить улучшения на основе проектного подхода.

10. Устранение всех видов потерь в процессах (ожидание, избыточные отчётные и учётные документы, лишние хождения, брак и т.д.).

 

 

Интересным и показательным опытом ижевских коллег стало внедрение принципов бережливого производства (технология 5S) в поликлинике:

1. Оптимальная расстановка офисной мебели.

2. Оптимальная расстановка офисной техники.

3. Систематизация бумажных документов.

4. Систематизация компьютерных файлов.

5. Визуализация и др.

Оптимальная организация рабочего места и пространства позволяет максимально сократить такие типы потерь, как лишние перемещения и даже движения персонала, а также повлиять на другие типы потерь.

В Городской поликлинике № 2 г. Ижевска были внедрены стандарты, целями которых стали:

1. Повышение безопасности труда.

2. Повышение качества выпускаемой продукции.

3. Улучшение условий труда.

4. Повышение производительности труда.

5. Снижение производственных затрат.

Разработанные и внедрённые регламенты выполнения стандартных операций отражают оптимальный способ выполнения той или иной работы и служат основой для дальнейшего совершенствования.

Для пациентов, посещающих врача с профилактической целью (диспансеризация, диспансерное наблюдение и т.д.), организован отдельный вход, что, несомненно, очень важно, так как люди не контактируют с пациентами, пришедшими в поликлинику в связи с заболеванием.

Также внедрена система тайм-менеджмента (управление временем) и разработаны чек-листы, и это позволяет специалистам поликлиники правильно распределять свои временные ресурсы. Конечно, люди – не волшебники и не умеют поворачивать время вспять или останавливать его. Но можно научиться грамотно распределять каждую минуту, чтобы успевать эффективно выполнять все поставленные задачи. Девизом успешных тайм-менеджеров можно считать выражение: «Успевай больше, работая меньше».

Посещение ижевской поликлиники произвело положительное впечатление. Об итогах выездного мероприятия было доложено Министру здравоохранения Республики Татарстан, внесены предложения о внедрении элементов «Бережливой поликлиники» в проект «Дружелюбная поликлиника – Татарстанский стандарт».

Нововведения Зеленодольской ЦРБ получают положительную оценку пациентов, при этом руководство учреждения не останавливается на достигнутом, стараясь идти в ногу со временем и внедряя лучшие практики.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.