background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

07 декабря 2022 г. | 06:12

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Актуальные вопросы скорой медицинской помощи на современном этапе

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Одним из направлений развития здравоохранения сегодня является совершенствование системы скорой медицинской помощи (СМП).

Валерий Парфенов,
директор ГБУ «Санкт-Петербургский НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе», профессор, д.м.н.

Александр Мирошниченко,
заместитель директора по организации скорой и неотложной помощи, профессор, д.м.н.

Ирина Барсукова,
руководитель Научно-методического отдела организации скорой помощи, к.м.н

СМП является самым массовым, доступным, бесплатным видом медицинской помощи, оказываемой населению медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения. Ежегодно эта служба выполняет от 47 до 50 миллионов выездов, оказывая медицинскую помощь более 50 миллионам граждан.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» в сфере здравоохранения позволил улучшить состояние службы СМП, выйти на новый этап ее развития. Этому способствовали целевые программы, направленные на оказание СМП пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, пациентам с острым коронарным синдромом, мероприятия по совершенствованию и развитию материально-технической базы СМП, модернизация здравоохранения регионов Российской Федерации.

Система скорой медицинской помощи имеет большой ресурсный потенциал: она насчитывает около 3 тысяч станций и отделений СМП, более 40,7 тысячи выездных бригад, в ее рядах трудится свыше 170,6 тысячи сотрудников. Последние годы знаменательны значительным изменением материально-технической базы организаций СМП, совершенствованием профессиональной подготовки персонала СМП, внедрением современных технологий в работу догоспитального этапа (тромболитическая терапия), развитием госпитального этапа СМП, ростом информатизации и автоматизации процессов управления, формированием системы управления и контроля качества медицинской помощи. Вместе с тем сложившаяся система организации службы скорой медицинской помощи все еще не обеспечивает необходимую эффективность работы.

В свете принятия и поэтапного вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» основные направления модернизации скорой медицинской помощи были заложены в изменениях ее нормативно-правовой базы, они связаны с рациональным использованием имеющихся ресурсов здравоохранения.

При этом эффективное функционирование системы скорой медицинской помощи определяется следующими системообразующими факторами:
1) совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить оказание доступной и качественной бесплатной медицинской помощи в рамках государственных гарантий;
2) развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения СМП, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение медицинских организаций СМП на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
3) наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать поставленные задачи в рамках Российской Федерации.

Негативные тенденции  демографической ситуации в стране, рост числа и тяжести техногенных аварий и катастроф со значительными медико-санитарными потерями, усложнение внутри- и внешнеполитической обстановки в связи с ростом терроризма выдвигают дополнительные задачи по совершенствованию организации скорой медицинской помощи в Российской Федерации. Существенно выросло значение СМП как одного из ведущих факторов национальной безопасности Российской Федерации. Сегодня возникла острая необходимость решения ее задач. Основными проблемами современного этапа развития скорой медицинской помощи следует считать:
– Отсутствие единой системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью в Российской Федерации на разных уровнях ее функционирования, приводящее к ослаблению координации и контроля ее деятельности, а также обеспечения научно-методического сопровождения.
– Оказание своевременной медицинской помощи в муниципальных районах происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности, что затрудняет возможность координации  деятельности службы СМП с соседними районами обслуживания, делает невозможным ее оказание на территории другого района, что особенно важно в условиях чрезвычайных ситуаций.
– Высокая доля несвойственной нагрузки на догоспитальном этапе, низкая эффективность использования дорогостоящих ресурсов. Служба скорой медицинской помощи по-прежнему выполняет несвойственные ей функции, подменяя обязанности АПУ по оказанию помощи на дому, транспортировке больных (в том числе на гемодиализ и обратно, консультации и обследования), доставке препаратов крови и специалистов-консультантов, что приводит к снижению оперативности работы бригад СМП.
– Отсутствие единых технологических требований, протоколов и стандартов оказания скорой медицинской помощи, учитывающих этапы ее оказания и отражающих преемственность в их деятельности, объемы и виды помощи. Отсутствие утвержденных на сегодняшний день стандартов скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания и индикаторов качества не способствуют конкретизации государственных гарантий этого вида помощи, определению адекватного финансирования медицинских организаций СМП и рациональному использованию имеющихся ресурсов.

– Отсутствие преемственности оказания медицинской помощи между организациями службы СМП и медицинскими организациями госпитального звена, отсутствие или недостаточное развитие в стационарах структуры СМП приводят к ряду негативных явлений: задержке оказания СМП, затруднениям с эффективной диагностикой, снижению своевременности и качества оказания медицинской помощи, перегруженности специализированных отделений стационара непрофильными больными. В то же время имеющийся опыт зарубежных стран наглядно демонстрирует, что оптимальным вариантом организации приема экстренных больных является создание на госпитальном этапе отделений экстренной медицинской помощи (emergency department). Неэффективная структура оказания скорой медицинской помощи на госпитальном этапе, дефекты ее тарификации и оплаты тормозят интенсивное использование коечного фонда и его реструктуризацию.
– Одна из наиболее острых проблем – дефицит кадров службы скорой медицинской помощи, который сегодня составляет: среди врачей – 49,8 %, среди фельдшеров – 20,2 %, среди санитаров – 58,5 %, среди водителей – 15,5 %. Это приводит к работе в условиях неукомплектованных бригад, незакрытых нарядов смены, что сказывается на оперативности и качестве оказания СМП. Неоправданно высокий коэффициент совместительства персонала СМП также приводит к снижению качества ее оказания. В последние годы отмечается незначительное увеличение численности среднего и младшего медицинского персонала, а также водителей при снижении количества врачей СМП. Поэтому одной из главных тенденций в развитии догоспитального звена становится постепенное замещение объемов врачебной помощи фельдшерскими. При этом неэффективно используется потенциал врачебных и специализированных бригад на вызовах и при транспортировке, где медицинская помощь предоставляется в объеме доврачебной помощи. Нецелевое (непрофильное) и неэффективное применение специализированных бригад ведет к нерациональному использованию имеющихся материальных и кадровых ресурсов, дисквалификации медицинского персонала.
– Особого внимания заслуживают показатели оперативности работы службы скорой медицинской помощи: только 80% вызовов соответствует ожидаемому 20-минутному интервалу прибытия бригады к пациенту.
– Материально-техническая база медицинских организаций, оказывающих СМП, не в полной мере соответствует современным требованиям, в том числе по уровню информатизации и автоматизации процессов ее оказания. Автоматизированные системы управления приема и обработки вызовов к 2011 году установлены лишь в 417 (14%) медицинских организациях СМП, что имеет негативные последствия для оперативности работы службы СМП, качества обработки статистических данных, аналитической и организационно-методической работы.
– Состояние автопарка машин службы СМП в настоящее время не соответствует ее запросам. Количество машин скорой помощи со сроком эксплуатации до трех лет составляет 15,5% автопарка СМП; количество автомобилей старше пяти лет – 42%. В ряде регионов страны потребность в обновлении и приобретении недостающего автотранспорта достигает 80-90 %. Медицинское оборудование автомобилей СМП также требует модернизации и централизованного контроля закупок.
– Недостаточной является готовность СМП к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
– Ослабление научно-методического сопровождения скорой медицинской помощи и низкий уровень ее контроля качества также требуют пристального внимания.

Все вышесказанное делает крайне необходимым и актуальным комплексное решение обозначенных проблем скорой медицинской помощи в рамках программно-целевого планирования в масштабе Российской Федерации. Отраслевая программа должна ставить целью формирование условий для повышения доступности, качества и эффективности скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания, выравнивание условий ее предоставления, обеспечение эффективного использования ресурсов системы скорой медицинской помощи. Достижение этой цели должно предполагать решение ряда задач:
– совершенствование нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы скорой медицинской помощи;
– формирование современной системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью на уровнях – федеральном, субъекта Российской Федерации, муниципальном;
– выравнивание условий оказания СМП и обеспечение равной доступности для населения современных медицинских технологий на территории Российской Федерации;
– формирование современных организационных моделей оказания скорой медицинской помощи на всех ее этапах с учетом сложившейся в субъектах Российской Федерации социальной инфраструктуры;
– внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи и системы управления качеством, формирование современных финансово-экономических механизмов и системы оплаты скорой медицинской помощи в целях повышения эффективности использования ресурсов;
– улучшение преемственности в деятельности догоспитального и госпитального этапов скорой медицинской помощи; развитие стационарных отделений СМП (отделений экстренной медицинской помощи) в крупных многопрофильных стационарах, на которые возложены функции оказания СМП;
– устранение дефицита медицинских кадров, совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для оказания медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях, особенно врачей СМП для стационарных отделений СМП (отделений экстренной медицинской помощи);
– улучшение научного сопровождения наиболее актуальных проблем экстренной медицины, координации научных исследований в этой сфере, ускорение разработки и внедрения современных технологий диагностики и лечения в клиническую практику;
– совершенствование системы информационного обеспечения скорой медицинской помощи;
– улучшение межведомственного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на множество задач, стоящих перед скорой медицинской помощью Российской Федерации и требующих неотложного решения, система продолжает стабильно работать и выполнять свое назначение. В ближайших перспективах ее дальнейшего развития: утверждение нового Порядка оказания скорой медицинской помощи населению Российской Федерации, разработка и внедрение Стандартов оказания скорой медицинской помощи, что позволит поднять на качественно новый организационный уровень систему скорой медицинской помощи в нашей стране.

Важный этап в развитии системы СМП в Российской Федерации – переход к финансированию в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) СМП) оказывается в рамках базовой программы ОМС, финансовое обеспечение осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2013 года.

Таким образом, с начала следующего года догоспитальный этап СМП вступает в новый период своего экономического развития. Переход системы СМП в ОМС будет способствовать обеспечению гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программы ОМС, соблюдению государственных гарантий прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по ОМС в рамках базовой программы ОМС независимо от финансового положения страховщика, созданию условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС.

Этот этап развития скорой медицинской помощи неизбежно связан с изменением организационных и финансово-экономических механизмов функционирования организаций СМП. Он влечет за собой усиление учета и контроля их деятельности, включением в систему контроля организации и качества медицинской помощи внешних экспертов – страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС. Все это служит целям дальнейшего совершенствования и развития скорой медицинской помощи, рациональному использованию имеющихся материально-технических, финансово-экономических и кадровых ресурсов, повышению эффективности функционирования системы здравоохранения в целом.

 

Валерий ПАРФЕНОВ,

«Утверждение нового Порядка оказания скорой медицинской помощи населению Российской Федерации, разработка и внедрение Стандартов оказания скорой медицинской помощи позволяет поднять систему скорой медицинской помощи в нашей стране на качественно новый организационный уровень».

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.