background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

20 апреля 2024 г. | 15:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Агафановский характер. 200 лет династии Агафоновых - врачей, инженеров, общественных деятелей, вписавших немало страниц в историю России

Профессор Алексей Андреевич Агафонов – наш современник, великолепный хирург и ученый, представитель целой династии врачей. одним из них был Андрей Фёдорович Агафонов, имя которого носит Республиканская инфекционная больница. Помимо всего прочего, Алексей Андреевич – известный писатель и публицист. Истоки многочисленных талантов, проявившихся в этом роду, уходят в далекий 1812 год, полностью изменяя понимание того, что такое династия. Это не только принадлежность к какой-то профессии, хотя профессиональные наклонности тоже передаются по наследству. Династия – это страсть к жизни, стремление сделать что-то значимое, не уступающее деяниям своих предков, готовность служить стране и народу. Все то, что историк и этнолог Лев Гумилёв назвал пассионарностью.

Из Парижа с любовью
Когда разбитая армия Наполеона бежала по заснеженным дорогам России на запад, на окраине одного из дворянских поместий появился раненый французский офицер Де Маке. Он заполз в баню и уже готов был встретить смерть в чужой и суровой стране, так неприветливо встретившей воинство цивилизованной Европы. Но Россия даже к непрошеным гостям порою бывает гостеприимна, и французскому офицеру выпала иная судьба. Дочь помещика нашла его и самоотверженно выходила. А затем и полюбила. Однако этот порыв не вызвал восторга у ее родителей. Они лишили дочь наследства и выгнали «со своим французиком» куда глаза глядят. Но молодая чета и не думала уезжать во Францию, они остались в России, прожив вместе долгую и счастливую жизнь.

Среди их потомков были разные люди, но огонь, зажженный этой необычной любовью, всегда бушевал в их крови. Прадед Алексея Андреевича был бретёр и забияка, которого лишили дворянства, но уже дед Фёдор Иванович Агафонов верной службой царю и Отечеству вернул себе дворянское звание и дослужился до управляющего имуществом Самарской губернии и чина статского советника. Взяток не брал, а за приумножение государственного имущества указом Александра III был пожалован орденом Станислава I степени (о чем сохранился Указ императора) и многими другими знаками отличия. Самым младшим, девятым ребенком в семье Фёдора Ивановича был будущий знаменитый врач-инфекционист, основатель противоинфекционной службы Татарии и кафедры детских инфекций КГМИ Андрей Фёдорович Агафонов.

Не менее яркие личности в роду Агафоновых были и по линии матери Алексея Андреевича – Веры Владимировны. Ее дед – швейцарский немец, инженер Франц Бреннер приехал в Россию строить мост через Волгу и привез с собой дочерей. За одной из них – Елизаветой – ухаживал поляк Владимир Аполлонович Лохвицкий, служивший полицейским исправником в Цивильске, а затем в Казани. Двухметрового роста, он обладал недюжинной силой, легко сгибал подковы и ломал пятаки, а однажды в качестве презента своей супруге Елизавете Францевне принес на плечах… молодую лошадку. Во время революции он продолжал носить полковничью шинель без погон и фуражку без кокарды, заявляя на предостережения: «Я эту шпану не боялся и бояться не буду!» На улице Университетской он был окружен разъяренной толпой и убит.

Также были уничтожены как чуждые элементы мужья пятерых сестер Андрея Фёдоровича Агафонова, под крыло которого и собрались вскоре вдовы со своими детьми. Это стало заботой всей его жизни. Иногда численность семьи доходила до 18 человек, а мужчина-добытчик был всего один – Андрей Фёдорович, уже известный детский врач, имевший за плечами опыт военврача Первой мировой войны.

 

В борьбе с инфекциями
При всей жестокости Гражданской войны самые большие потери народ понес не в военных действиях и не во взаимных репрессиях красных и белых. Разруха и голод вызвали эпидемии, унесшие миллионы жизней. С этим врагом и предстояло сражаться доктору Агафонову, который в 1918 году возглавил 1-ю городскую детскую больницу (впоследствии 1-ю инфекционную). Здесь он и встретил свою будущую жену Веру Владимировну, которая работала санитаркой, а позднее стала врачом-инфекционистом.

В 1919 году на фоне высокой заболеваемости брюшным тифом, дизентерией, малярией и другими инфекциями в Казани началась эпидемия сыпного и возвратного тифов, а в июне 1921-го – эпидемия холеры. Только за июль 1921 года была госпитализирована 1292 человека. Летальность достигала 45%. Для стационарного лечения инфекционных больных необходимо было развернуть более одной тысячи коек, которые порой заменяла расстеленная на полу солома, да и той не всегда хватало.

В этих условиях работа врачей была настоящим подвигом. Едва не погибла от тифа Вера Владимировна, а Андрей Фёдорович трижды болел дифтерией, которой заражался, отсасывая из горла больных детей через трубочку дифтерийные пленки. Но кроме мужества врачам, сражавшимся с грозными заболеваниями, были необходимы высокий профессионализм, организаторские навыки и умение вести профилактическую работу с людьми.

В 1922 году эпидемии тифа и холеры отступили и на первый план вышли корь, оспа, скарлатина. В течение 1929–1930 гг. для планомерной борьбы с ними Андрей Фёдорович Агафонов построил новый каменный корпус – первую в Европе инфекционную больницу нового типа с изолированными боксами. Изначально она имела всего 60 коек, впоследствии превратившись в крупное лечебное учреждение на 240 коек.

По замыслу Андрея Фёдоровича больница должна была стать (и стала) научно-учебным центром по инфекционной патологии. Агафонов на долгие годы определил научное направление созданной им казанской школы детских инфекционистов. Это было клинико-экспериментальное изучение иммуно-аллергологических проблем инфекционных болезней.

В 1935 году Андрею Фёдоровичу Агафонову была присуждена Наркомздравом РСФСР ученая степень доктора медицинских наук, и в звании профессора он вошел в историю казанской медицинской школы как первый профессор в области детских инфекционных заболеваний.

 

Золото доктора Агафонова
Научных достижений и государственных заслуг у профессора Агафонова много – например, орден Ленина, который в 30-е годы вручали единицам. Но хочется рассказать о другой стороне его жизни – финансовой, которая, как это ни странно, очень наглядно показывает духовные ценности этого человека. Имея как главный врач доступ ко всем продовольственным запасам больницы, он никогда не позволял себе брать оттуда ни крошки. В военное время дело доходило до того, что ему был поставлен диагноз: «дистрофия». Для содержания многочисленной семьи наряду с основной работой доктор Агафонов постоянно вел частную практику.

Характерный эпизод. Андрей Фёдорович возвращается вечером после посещения пациентов, его с нетерпением ждет жена, чтобы купить продуктов и накормить семью. И он подтверждает, что был у состоятельных клиентов, ему заплатили хорошо, но денег нет. Последней пациенткой была маленькая девочка, у которой были сразу и коклюш, и пневмония. А в доме холодно, мать сушит пеленки на своем теле. «И все, что я заработал, отдал ей! - признается доктор жене. – Ей трудно, но она все понимает».

Такие люди далеко не всегда добиваются в жизни богатства, выражаемого деньгами или золотом, но у них есть гораздо более ценное – золотое сердце. И это золото они передают своим детям.

Алексей – сын Андрея Фёдоровича – во время Великой Отечественной войны за больницей, на свалке разбил огород и возделывал его, не раз резавшись битым стеклом и чудом не заболев столбняком. Он получил прекрасный урожай, одних тыкв было собрано 120 штук, что очень помогло для пропитания семьи. Однажды к ним в гости пришли одноклассники, дети эвакуированных московских ученых, академиков – такие же голодные, как и все. Алексей накрошил на огромную сковороду зеленых помидоров, прикрыл капустными листьями и испек в печи на углях. Более вкусного блюда никто и не мог себе представить!

Уже в 90-е годы, когда страна в очередной раз переживала трудные времена, известный хирург и удостоенный многих званий ученый Алексей Андреевич Агафонов строил квартиру для своей разросшейся семьи. В здравоохранении тогда появились новые возможности для заработка, но увлечение ими зачастую приводило к тому, что врачи переставали относиться к пациенту как к человеку, видя в нем лишь источник дохода. Алексей Андреевич тогда просто садился в свою «четверку» и таксовал по ночным улицам Казани. Это не каприз и не гордыня, это родовой агафоновский характер.

 

Сохраняя преемственность
«Главное, что я сделал в жизни, – это способствовал возвращению Республиканской инфекционной больнице имени своего отца, профессора Агафонова!» – говорит Алексей Андреевич. Больница носила имя Агафонова с 1946 года, но в постперестроечные времена, как и многие казанские клиники, утратила его при переезде в новое здание. Инициативу по возвращению больнице имени Агафонова поддержали многие медики, к которым прислушались первый Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев и тогдашний Премьер-министр Рустам Нургалиевич Минниханов.

И все-таки странно слышать такое признание от человека, спасшего множество жизней, хирурга, разработавшего операции, названные впоследствии его именем. Вот как пишет об Агафонове доктор медицинских наук Авраам Овсеевич Лихтенштейн: «Как правило, медицинские, а особенно хирургические диссертации являются практически статистическими отчетами о проделанной работе и в связи с прогрессом медицины очень быстро устаревают. Работы Алексея Андреевича Агафонова написаны с таким опережением, что являются и на сегодня новаторскими, полностью еще не осмыслены и ждут своего внедрения в практику».

Знаменитый казанский хирург, главный онколог республики Михаил Семенович Сигал отмечал органосберегающую направленность операций, предложенных Алексеем Андреевичем Агафоновым. Удаляется только часть оболочки или оболочек, которые вовлечены в патологический процесс. С учетом высокой регенеративной способности органов ЖКТ это позволяет сохранить орган (пищевод, желудок, кишечник) со всем многообразием его функций, что существенно ускоряет выздоровление больного.

Успешно оперировать Алексею Андреевичу помогала врожденная способность: он амбидекстр – то есть одинаково хорошо владеет обеими руками. Для него нет неудобных положений, все инструменты всегда под рукой. И в этом везение не только самого хирурга, но и его многочисленных пациентов.

Характер и талант Алексея Андреевича проявлялись и тогда, когда ему приходилось отстаивать правду, вступаться за своих коллег. В частности, можно упомянуть того же Авраама Лихтенштейна, бывшего главного хирурга Казанской железной дороги. Они буквально спиной к спине сражались тогда вдвоем против всех и устояли. Эта история описана в рассказе «Мастер и Ася» из замечательной книги Алексея Агафонова «Роща Шамова». В нем проявились способности, а также темпе рамент публициста, активно вторгающегося в политическую и культурную жизнь республики. А его «обоерукость» помогала в таком необычном увлечении, как изготовление торшеров. Их уже более ста.

Но, возвращаясь к признанию Алексея Андреевича о главном достижении его жизни, – казалось бы, всего лишь небольшая приставка в названии больницы. Но за словами профессора чувствуется глубокая мудрость, которой можно проникнуться только с годами. Главное – это сохранение связи времен. Только уважительное отношение к истории своей страны, к своей родословной, предкам служит фундаментом для стабильного и непрерывного развития.

 

Продолжение следует
Жена профессора Агафонова Ирина Станиславовна – тоже прекрасный врач. Она его поздняя большая любовь. Именно благодаря ее дару терапевта Алексей Андреевич выглядит и чувствует себя на двадцать лет моложе своего паспортного возраста.

Их дочь Арина пошла по стопам родителей, окончила медицинский университет по еще достаточно новой, но столь необходимой специальности «медицинский менеджмент». Сейчас она работает в Москве, но при каждой возможности приезжает к родителям. Ее стараниями была издана книга рассказов отца, в которых отражены встречи, судьбы, эпоха. Для отца и матери она – самая большая радость в жизни. Но главное, что в ней тоже проявляется агафоновский характер. А значит, династия продолжается.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.