background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

20 апреля 2024 г. | 14:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Экзамены по-американски. Особенности медицинского образования в Штатах

United States Medical Licensing Examination (USMLE), Медицинские лицензионные экзамены США – система стандартов, требований к уровню знаний студентов медицинских университетов, школ и колледжей. USMLE призваны оказывать помощь медицинским организациям, выдающим лицензии врачам на практику на территории Штатов, позволяют постоянно улучшать качество оценки и подготовки кадров.

Пару лет тому назад по каналу северо­американского популярного радио прошел репортаж из Москвы, в котором рассказывалось о нелицеприятных деталях российского образования. По мнению иностранного корреспондента, оно поставлено из рук вон плохо – преподаватели закрывают глаза на низкий уровень образования студентов. Репортер спрашивал у нескольких студентов: «Как вы собираетесь лечить больных, не зная основ медицины?». В ответ они (или лица, их представляющие) весело отвечали, что при лечении больного всегда можно найти время и прочитать медицинский справочник, а потом сделать соответствующие назначения. В заключение корреспондент задал западному слушателю риторический вопрос: «Хотели бы вы лечиться у врача, не владеющего основами профессии?». Безусловно следует относиться критически к репортажу иностранного журналиста. Нужно помнить, что рынок медицинских услуг является зоной жесточайшей конкуренции и подвержен влиянию национальных и прочих регуляторов, защищающих интересы западных стран от профессионалов из других государств. Так что данный репортаж можно объяснить попыткой показать: «Вы плохие, а мы хорошие». Тем не менее зарубежный опыт может быть полезным для российского здравоохранения.   

 


Основой информации о требованиях к будущим врачам США послужил официальный бюллетень общей программы Федерации государственных медицинских комиссий и Национальной комиссии медицинских экзаменаторов.                  
Целями создания специальных образовательных программ является конструирование информационной системы, необходимой для оценки параметров знаний врачей, включая общие медицинские сведения, практические навыки, моральные ценности, отношение к работе и больным. Другим важным аспектом является выработка стандартов для медицинских институтов, организаций по выдаче лицензий и практикующих врачей. Для создания экзаменационных вопросов часто привлекают опытных врачей, узких специалистов, действительно знающих свой предмет. При этом наличие научной степени для них не обязательно, важно признание человека как профессионала в своей области.
Медицинские лицензионные экзамены США включают в себя три уровня, которые необходимо пройти для получения лицензии на врачебную практику, они спонсируются и находятся под контролем Федерации государственных медицинс­ких организаций (FSMB) и Национальной организации медицинских экзаменато­ров (NBME).
Экзамен первого уровня (USMLE Step 1)
направлен на проверку понимания и умения применять наиболее важные медицинские концепции, принципы и механизмы, лежащие в основе понятий «Здоровье», «Болезнь». USMLE Step 1 оценивает не только общие научные знания, но и основные аспекты практической работы.
В экзамен включены следующие предметы: анатомия, основы психологии и психиат­рии, биохимия, микробиология, патология, фармакология, физиология, генетика, основы питания и наука о возрастных изменениях. Тестирование занимает один день, в течение 8 часов предлагается ответить на 336 вопросов с различными вариантами ответов.    
Второй уровень (USMLE Step 2) включает в себя проверку знаний студента, практических навыков с подчеркиванием особой важности предотвращения болезней, внедрения и пропаганды принципов здорового образа жизни. Дается оценка возможности работы в медицинских центрах и госпиталях под наблюдением опытных специалистов. Разделен на две части — клинические знания (USMLE Step 2 CK) и навыки (USMLE Step 2 CS).
USMLE Step 2 СК — тестирование студентов на понимание основ клинических знаний различных категорий болезней, задач, стоящих перед врачом. Включает в себя следующие предметы: медицина внутренних болезней, акушерство и гинекология, педиатрия, профилактическая медицина, психиатрия, хирургия и др., особенности медицинской помощи под наблюдением опытных врачей. Экзамен занимает
9 часов, в течение которых предлагается ответить на 352 вопроса с несколькими вариантами ответов.
 USMLE Step 2 CS проводится в отдельных экзаменационных центрах, где роль пациентов играют специально обученные артисты. Это тестирование студентов-медиков и выпускников иностранных медицинских учреждений на способность квалифицированно проводить опрос больного, получать данные для анамнеза, на знание и практическое применение методов физического обследования. Особое внимание уделяется способности экзаменуемого вступать в психологический контакт, выстраивать профессиональные взаимоотношения и определять пути сотрудничества. Студенту предлагается провести медицинс­кий осмотр восьми «стандартных пациентов», на каждого из них дается по 15 минут и 10 минут для заполнения  электронной записи больного.
Экзамен третьего уровня (USMLE Step 3) помогает проверить понимание биомедицинских и клинических принципов, необходимых для независимого применения в реальной медицинской практике. Это финальная оценка знаний будущего врача, необходимая для признания его индивидуальной ответственности при оказании медицинской помощи. USMLE Step 3 уделяет особое внимание алгоритму дейст­вий врача в зависимости от конкретной клинической ситуации, правильной оценке тяжести состояния пациента, проведению диагностических мероприятий, составлению плана первичных и дальнейших диаг­ностических и клинических мероприятий, назначению адекватного лечения с учетом динамических изменений в состоянии больного. Тесты данного экзамена связаны с особо важными заболеваниями, часть вопросов посвящена менее общим, но при этом детально прописанным клиническим проблемам.
Экзаменационные материалы USMLE являются предметом интеллектуальной собственности. Никто не имеет права их переиздавать или распространять. Студентам, сдававшим USMLE, фактически запрещено запоминать вопросы, реконструировать и воспроизводить задания без письменного разрешения от руководителей программ. На многих материалах USMLE стоит предупреждение от ФБР, что незаконное копирование  является преступлением.
Студенты медицинских университетов и колледжей (как и представители иных специальностей) проходят экзаменационные тесты в центрах «Прометрик» (Prometric), Службы экзаменов и тестирования образования (Educational Testing Service – ETS), штаб-квартира которой расположена в городе Принстон, Нью-Джерси. ETS является крупнейшей в мире организацией, разрабатывающей многочисленные стандартные тесты для США и ежегодно проводящей
20 миллионов экзаменов на территории Штатов и 180 стран.
Система проверки знаний в США формально и организационно отделена от университетов и колледжей, хотя и является частью общей государственной системы образования.
Тестирование проводится на компьютере, экзамены USMLE Step 1, USMLE Step 3 можно сдавать в 8000 центров «Прометрик» в большинстве стран мира. Однако USMLE Step 2 CS (клинические навыки) и USMLE Step 3 предоставляется к тестированию только на территории США.
Студенты медицинских университетов, колледжей США и других стран мира, желающие пройти тестирование USMLE, должны соответствовать ряду требований. Для того, чтобы быть зарегистрированным к сдаче экзаменов (Step1, Step 2 SK, Step 2 CS), нужно быть официальным слушателем или выпускником американского или канадского университета или колледжа, аккредитованного Комитетом медицинского образования (Liaison Committee on Medical Education — LCME). Студенты других стран должны соответствовать требованиям Комиссии по вопросам образования для выпускников иностранных медицинских учреждений — Educational Commission for Foreign Medical Graduates (ECFMG). Если студент был отчислен из медицинского университета/колледжа или прервал обучение по каким-либо обстоятельствам, он теряет право сдавать экзамен USMLE.
Абсолютным требованием ко всем студентам медицинских университетов и школ является отсутствие судимости. Доктора, получившие свое образование или квалификацию в медицинских образовательных учреждениях, расположенных вне территорий США и Канады, могут иметь право на сертификацию ECFMG при условии, что их образовательное учреждение внесено в Список международной медицинской директории (the International Medical International Directory (IMED) Фонда cодействия развитию международного медицинского образования и научных исследований (the Foundation for Advancement of International Medical Education and Research (FAIMER®).
Анализируя американскую систему оценки медицинских знаний, можно отметить системный подход и постоянно развивающийся характер экзаменационных стандартов. Особого внимания заслуживает то, что она разделена с системой образования, что обеспечивает ее объективный и независимый характер.
 Сдача экзаменов носит индивидуальный характер, контролируется сотрудниками центров «Прометрик», камерами компьютерного и дистанционного наблюдения, визуального контроля и иными очень серьезными многоуровневыми мерами безопасности. Существует множество вариантов тестов, которые ежегодно обновляются. Объективность экзаменационной системы подтверждается значительным объемом вопросов.
В последнее время критические замечания о непродуманных изменениях в системе образования появляются и в российской прессе. Иногда делается ложный вывод о вредоносности любых перемен в этой сфере. Это опасный взгляд на ситуацию. Вероятно, назрела необходимость проанализировать российскую систему образования и оценки знаний. Современный мир быстро меняется, становится все более конкурентным. Стремительные преобразования в образовании происходят в таких странах, как Китай и Индия, где зачастую используют положительные стороны американской системы. Россия может эффективно адаптироваться к быстро меняющейся ситуации в мире технологий, знаний и их оценки при наличии воли и участия деловых, профессиональных и творческих людей.
На мой взгляд, бездумное копирование американских подходов может привести к коллапсу российской системы образования. Это определяется большим объемом факторов, главным из которых является взаимная зависимость систем образования и оценки знаний в США. Российские врачи могут не сдать экзамены USMLE просто потому, что они не подготовлены к такого рода тестам, но оставаться при этом хорошими профессионалами. Необходимо формирование оригинальной независимой отечественной системы оценки знаний и соответствующие изменения в сфере медицинского образования c учетом международного опыта, с упором на использование базовых и научных знаний в подготовке к решению практических задач. Возможно, это позволит России создать более высокие образовательные стандарты, чем в других странах.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.