background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

20 апреля 2024 г. | 09:04

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

На стыке творчества и психоанализа

Профессор Лейла Шайдукова создала новый жанр – психоаналитический детектив. Когда человек науки приходит к художественному творчеству, он стремится соединить объективность и аналитичность научного метода с выразительностью и синтетической силой искусства.

экспоЗиция

 

Лейла Шайдукова – профессор кафедры психиатрии КГМУ, д. м. н., психиатр, нарколог, детский психиатр и психотерапевт с 34-летним стажем, исследователь супружеского и женского алкоголизма, автор свыше 200 печатных работ, заслуженный врач Республики Татарстан, излечивший множество больных от алкогольной зависимости и психических расстройств. Помимо всего этого, она ещё и литератор, создатель необычного жанра – психоаналитического детектива.

Кабинет у профессора Шайдуковой с оттенком музейной экспозиции – она сохраняет старинную обстановку, оставшуюся от императорской клиники, от великих предшественников. А интервью с ней похоже на приём психоаналитика, причём, в этот раз пациент и врач как будто поменялись ролями.

– Лейла Казбековна, понятно, почему психоаналитический, но почему детектив?

– За рубежом существует жанр занимательной психотерапии, представленный книгами Ирвина Ялома «Ницше плакал», «Лжец на кушетке». Он достаточно известен, но всё равно далек от обывателя, рядового читателя – больше для профессионалов. Мои книги – нечто другое, они обращены к массовому читателю. Пишу об обычных людях – женщинах, мужчинах, детях – и одновременно пропускаю их ситуации через себя. Можно сказать, автобиографическая инвентаризация собственной жизни через творчество.

 

 

– То есть детектив получается двойной – есть сюжетная линия, событийная, а есть другая – погружение в тайны психики, разгадывание человека в себе.

– Совершенно верно. И ещё надо понять, что вначале появилась потребность в закрытии ряда тем, своеобразных гештальтов собственной жизни. Время было такое - переход из статуса молодой женщины в статус женщины с внуками. В психиатрии это называется катарсис, очищение. Очищение через творчество, поэтому одна из моих главных героинь – женщина в очках, «профессорша». Тут, несомненно, есть аутоидентификация, хотя неполная, так как очень много фантазии. Я ведь занимаюсь как детской психиатрией, так и наркологией – консультирую больных детей республики, а обе диссертации были посвящены изучению мужского, женского и супружеского алкоголизма. Для меня момент первой детской психотравмы очень важен. «По Фрейду» сначала формируются детские неврозы, что нередко является почвой для последующих аддиктивных расстройств – наркотизации, алкоголизации, сексуализации, игромании. То есть в какой-то момент изменяется жизненный сценарий, и нам надо найти место деформации. Этот поиск сложный, порой крайне болезненный, но необходимый. Психотерапевт не имеет права работать с чужой психикой, если не проанализирует собственную. Аутокоррекцию я совместила с творчеством. Так появились книги «Борделяйн», «Безумие», «Открывая матрёшку», а сейчас написана новая – «Перевёртыши».

– То есть вы разрешали свои проблемы из детства? и удалось?

– Удалось. Сейчас мне об этом легко говорить, так как все детские обиды отработаны. Моей проблемой была легенда о гениальности отца, с которым мама развелась, уйдя от него беременной. Он – математик, его курсовая работа была признана кандидатской. И мама меня настраивала «на науку». Думаю, что это было гиперкомпенсаторное поведение: она хотела доказать своему мужу, что не зря с ним развелась. Мне надо было психоаналитически решить проблему своего отношения к отцу, который любил тех детей, которых воспитывал, а меня – нет. И вот эту нелюбовь надо было каким-то образом осознать и отпустить.

 

Путь к читателю

В наше время мало написать хорошую книгу, надо ещё донести её до читателя. Притом, что пишет Лейла Шайдукова действительно хорошо. Её профессионализм в отношении внутреннего мира человека придаёт книгам свежесть, глубину и неповторимость. Опыт разрешения жизненных драм пациентов обогащает сюжет. Женское внимание к деталям и наблюдательность бывалого путешественника придают повествованию достоверность. Плавность речи, богатство языка завораживают. Лёгкий налёт эротики – в общем, книги читаются за одну ночь.

 

 

Но кого это интересует в коммерческих издательствах, которые, как правило, ориентированы на одно – получение прибыли? Художественные достоинства произведения зачастую не играют роли. Реклама увеличивает продажи – вот и весь секрет. Впрочем, издать можно всё, но за свой счёт.

«Сейчас ищу спонсора на четвёртую книгу «Перевёртыши», – комментирует Лейла Шайдукова. – Кроме того, я создала собственный веб-сайт – www.shaidukova.ru, где выкладываю как научные работы, так и популярные материалы и некоторые из своих рассказов.

– Кто ваши читатели, и как они приняли ваше творчество?

– Не скрою, что я бы хотела иметь больше читателей. Всё-таки основное побуждение к творчеству – желание прославиться, и это бесполезно отрицать. Писать в стол – неправильно. И также неправильно, когда пишущему человеку приходится становиться собственным литературным агентом. Это разные задачи: когда автор творит, он не должен думать, как это будет продаваться. А читатели мои делятся на три группы. Первая – это психологи, врачи из Казани, Москвы, Санкт-Петербурга. Им, конечно, интересно – люди есть люди – в каком месте я написала правду о себе, а что выдумала. Вторая группа – в основном, студенты, их книга повергает в шоковое состояние. Они и не догадывались, что мир бывает ещё и таким. Сейчас ведь мало, кто действительно много читает, и они через мои книги прикасаются к литературе как таковой. И третья группа – это самые благодарные читатели, которым после прочтения книг хочется заниматься психоанализом профессионально. Они приходят потом к нам в интернатуру, ординатуру, становятся психиатрами.

– То есть это ещё и своего рода учебное пособие.

– Конечно, есть у книг и такая, дидактическая функция. Я их использую на своих занятиях. Например, рассказ «Зовите меня Ириной» иллюстрирует тему сексуальных нарушений, тем более это написано с нашего пациента, давшего согласие выступать в студенческих научных кружках. Или другой рассказ, «Поколение индиго», прекрасно укладывается в тему раннего детского аутизма, а рассказ «Простая история» является чуть ли не учебным пособием по наркологии…


Творчество и здоровье

«В 37 лет я защитила докторскую диссертацию в Москве, к чему шла всю жизнь через английскую школу, красный диплом института, уже со зрением «минус шесть» от прочитанного и написанного, – делится Лейла Казбековна. – Доминирующая идея реализована, и встаёт вопрос – а что дальше? У многих внутри возникает пустота, и заполняют её по-разному – зарабатывают деньги, строят дома, занимаются внуками. Я тоже всем занимаюсь, но не это делает меня до конца счастливой. Другое дело – сидение в одиночестве над листками формата А4 и заполнение их увлекательными историями».

 

 

– На ваш взгляд, талант – это дар или всё-таки какое-то отклонение?

– Я люблю талантливых людей. При этом считаю, что талантливый человек не обязан быть добрым, душевным, он может быть даже эгоистичным. Талант – это как новообразование, как мозговая опухоль. Недавно ходила на выставку Пикассо. Удивительно, что ему позировали девушки-натурщицы, а он, глядя на них, рисовал квадраты, треугольники и чёрные дыры. И не всякая манекенщица для этого годилась. У меня на сайте выложены две презентации по теме «Творчество и безумие» – о том, какие гениальные художники, поэты, писатели страдали психическими заболеваниями. Там здоровых-то почти и не было.

– Но всё-таки были? Пример можно привести?

– Здоровье – понятие весьма условное. Как говорится, нет здоровых, есть недообследованные. У творческих личностей отклонение часто не достигает степени заболевания, это такое предболезненное состояние без дезадаптации. У них идёт катарсис через творчество. Так они себя лечат. Сальвадор Дали – можно ли назвать его абсолютно здоровым человеком? Его творчество – это и проявление личности, и какая-то сторона его болезненного видения окружающего мира. Леонардо да Винчи, Караваджо были гомосексуалистами. Конечно, это не относится к болезненным явлениям, но определённое своеобразие на их творчество наложило. Если посмотреть международную классификацию болезней, то там нет ни одного движения души, на которое не было бы медицинского шифра. А вообще, я люблю свою профессию, через неё познаю мир, людей и себя. Давно, ещё будучи студенткой, была потрясена тем, что увидела в клинике, которая теперь является местом моей работы. Это потрясение не проходит до сих пор. Надеюсь, оно отразилось в моём творчестве.


Из рецензии на книгу «Безумие»:

«...Книга привлекает новым жанром – психоаналитический детективный рассказ. Окружающий мир, по мнению автора, всего лишь материал для сюжетов, а всё написанное основано на сильных впечатлениях от работ психоаналитиков Зигмунда Фрейда и Карен Хорни, книг Ирвина Шоу, полотен художников Иеронима Босха и Франсиско де Гойя...»

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.