background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

11 декабря 2018 г. | 12:12

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Поликлиники становятся дружелюбнее

Интервью Министра здравоохранения Республики Татарстан Аделя Вафина

 

– Адель Юнусович, одним из наиболее значимых событий 2017 года стала программа модернизации поликлиник. Расскажите, пожалуйста, подробнее о предпосылках этого проекта, его идеологии.

– Прежде всего, стоит отметить, что при формировании подобных инициатив мы отталкиваемся от текущей ситуации. В последние годы в нашей республике отмечается положительная динамика основных демографических показателей, которые служат индикаторами деятельности всей системы здравоохранения. Сохраняется естественный прирост населения, снижается смертность. В частности, за 10 месяцев 2017 года число умерших от новообразований сократилось на 2,7 %, от внешних причин – на 18,2 %, от болезней органов дыхания – на 10,4 % и т.д. Отмечается тенденция роста ожидаемой продолжительности жизни. Вместе с тем естественным образом сокращается доля населения трудоспособного возраста. Население стареет – это общемировой тренд, характерный и для Татарстана.

 

 

Наша задача – формирование модели здравоохранения, ориентированной на реальные потребности наших граждан, с учётом перспективы развития общества, роста его запросов. И за последние годы мы сделали несколько принципиальных, стратегически значимых шагов: планомерно модернизируем учреждения здравоохранения, улучшая их материально-техническую базу; развиваем как направление высокотехнологичной медицины, так и первичное звено; особое внимание уделяем профилактике, внедрению современных принципов менеджмента, информатизации отрасли, ориентируясь на запросы и пациентов, и медицинского сообщества.

При поддержке Правительства республики уже шестой год реализуется программа развития первичной медико-санитарной помощи сельскому населению. Построены 413 ФАПов, 14 врачебных амбулаторий, проведён капремонт более 1400 ФАПов, 95 амбулаторий, 18 участковых больниц. Вместе с тем требовала решения проблема значительного износа материально-технической базы наших городских поликлиник.

 

 

2017 год ознаменовался качественно новым проектом, который можно назвать беспрецедентным для нашей республики, – Президентом Татарстана была утверждена программа модернизации поликлиник городов и муниципальных районов. Кстати, и на федеральном уровне мы стали одними из первых, кто запустил столь масштабный проект в амбулаторно-поликлиническом звене, приведя все учреждения сети городов Казань, Набережные Челны, Нижнекамск и Альметьевск к единому стандарту. Летом прошлого года по этому же пути пошла столица, где тоже стали разрабатывать корпоративный стиль московских поликлиник.

Наш проект получил название «Дружелюбная поликлиника – Татарстанский стандарт», и оно не случайно. Главная цель программы – создание комфортной среды для пациентов и повышение эффективности лечебно-диагностического процесса. Первое, что мы должны для этого сделать, – привести учреждения первичной сети в соответствие с современными требованиями. В 2017 году начался капитальный ремонт всех взрослых и детских городских поликлиник (74 объекта с объёмом финансирования 3,9 млрд рублей), в нынешнем году также подойдёт очередь муниципальных районов (120 АПУ, на что выделено 3,2 млрд рублей). В программу включено и оснащение медицинским оборудованием 46 поликлиник Казани, Альметьевска, Нижнекамска, Набережных Челнов. В 2017 году были полностью закончены работы на объектах Альметьевска и Нижнекамска.

– Но ведь программа модернизации поликлиник – это не только новые стены, но и иные организационные подходы.

 

 

– Совершенно верно. Одновременно с обновлением материально-технической базы необходимо реализовать меры по повышению производительности труда медицинского персонала, а самое главное – сделать поликлиники более удобными и по-настоящему дружелюбными по отношению к каждому пациенту. Именно от этого зависит такой важный критерий нашей работы, как удовлетворённость населения качеством медицинской помощи. Благодаря передаче части функций врача среднему персоналу и переводу всей работы по оформлению документации на медицинские посты, а также за счёт более эффективной маршрутизации пациентов удалось увеличить длительность первичного приёма участковых терапевтов с 12 до 15 минут. То есть доктора стали меньше заниматься бумажной работой, уделяя больше внимания непосредственному общению с пациентом. Сократилась средняя продолжительность ожидания приёма до 10 минут за счёт перевода живой очереди к дежурному врачу. Все остальные – по предварительной записи. Причём это можно сделать как по телефону, так и с помощью электронных сервисов. Система удалённой записи к врачу функционирует на портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, в мобильном приложении «Услуги РТ», через инфоматы. Всего в медицинских организациях республики установлено 325 терминалов. За 11 месяцев 2017 года совершено более 13 млн электронных записей.

 

 

В рамках повышения «дружелюбности» наших поликлиник особое внимание также уделено проработке и унификации визуальных интерьерных и фасадных решений. Единый стиль для всех поликлиник государственной системы – это не только дань моде, но и часть корпоративной культуры. Пациент должен знать, что в любом АПУ республики он получит качественную и своевременную медицинскую помощь. Уверен, что в дальнейшем они составят достойную конкуренцию частным медицинским центрам.

Формирование единых базовых ценностей внутри коллективов учреждений здравоохранения стало одной из главных целей Корпоративного университета Минздрава Татарстана. Проект стартовал в 2017 году, за это время для руководителей, медицинских специалистов, врачей было организовано множество тренингов, мастер-классов, коучингов, которые призваны донести до медицинского сообщества наши главные ценности. Кстати, с ними можно ознакомиться в холлах каждой из поликлиник, открытых после капитального ремонта. Они являются своего рода публичной декларацией коллективов учреждений здравоохранения.

 

 

– Заботимся о каждом.
– Работаем командой.
– Совершенствуемся, опережая время.

– Как вы оцениваете первые результаты реализации программы?

– Проект успешно реализовывается в поликлиниках республики, и впереди у нас ещё большой фронт работ. Наши граждане положительно оценивают программу, с пониманием относятся к временным неудобствам капитального ремонта. Строительно-отделочные работы ведутся в несколько этапов, частями, при этом поликлиника продолжает функционировать. Но зато спустя какое-то время люди получают учреждение, работающее на качественно новом уровне, с комфортными зонами ожидания, внимательным медперсоналом, со стойками ресепшен вместо неудобной регистратуры, которая всегда являлась первым «барьером» на пути к врачу.

Подтверждением правильности выбранной стратегии развития первичного звена служат и результаты независимой оценки качества услуг в сфере здравоохранения. Согласно оценке посетителей АПУ, проголосовавших на портале Госуслуг РТ (а это были более 90 тысяч человек), средний балл составил 4,7 из 5. Уверен, что существенный вклад в этот положительный тренд внёс проект «Дружелюбная поликлиника – Татарстанский стандарт». А значит, и в нынешнем году мы будем планомерно двигаться в этом направлении.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.