background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

19 октября 2018 г. | 05:10

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Изменение правового статуса учреждений здравоохранения - шаг к успеху реформы всей системы

Принятие Федерального закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» вызвало широкий общественный резонанс.

Необходимо отметить, что непонимание истинной цели закона вызывает негативное восприятие определенных общественных кругов. Вместе с тем, закон призван усовершенствовать правовое положение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Так, с момента вступления закона в силу, а он, за исключением отдельных положений, начнет действовать с 1 января 2011 года, все государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения разделяются на казенные, бюджетные и автономные. При этом в понятие «бюджетный» законодатель вложил принципиально иной смысл. В настоящее время необходимо выбрать, в каком правовом статусе они будут существовать дальше.

Новый статус - новые права и ответственность
Принципы функционирования и правовой статус казенных учреждений, которые планируется создать в 2011 году, совпадают с правовым положением ныне действующих бюджетных учреждений, лишь с тем ограничением, что казенные учреждения будут обязаны зачислять в соответствующий бюджет все доходы, поступившие из внебюджетных источников. Что касается новых бюджетных учреждений, то им по новому закону предоставлено больше свободы и самостоятельности. При этом для них предусмотрен ряд новаций. В частности, вместо сметного финансирования будут выделяться субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Они также смогут без согласия собственника распоряжаться любым движимым имуществом, находящимся у них в праве оперативного управления, за исключением особо ценного. Кроме того, если ранее бюджетные учреждения отвечали по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами, то теперь они будут отвечать всем имуществом, закрепленным за учреждением собственником или приобретенным за счет выделенных средств, за исключением недвижимого, а также особо ценного движимого имущества. При этом собственники имущества бюджетных учреждений освобождаются от субсидиарной ответственности по обязательствам последних.
Закон усиливает ответственность руководителей бюджетных учреждений здравоохранения. В частности, при включении в трудовой договор соответствующего условия у работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ возникает возможность прекратить трудовые отношения с руководителем при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности. Для этого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, должны быть установлены ее предельно допустимые значения. Наряду с этим вводятся показатели оценки эффективности и результативности деятельности руководителя учреждения, чего раньше в отношении руководителей бюджетных учреждений законодательными актами не предусматривалось.
Законом также снимается ограничение на преобразование государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения в автономные учреждения.

Гарантии законных прав
Важной составляющей реформы бюджетной сферы являются гарантии имущественных и неимущественных прав учреждений, а также трудовых и социальных прав их работников.
Необходимо отметить, что смена правового статуса учреждения здравоохранения не является его реорганизацией, изменению подвергнутся лишь его учредительные документы. Поэтому увольнений, сокращений или иных организационно-штатных мероприятий, в том числе переназначений руководителей и других сотрудников соответствующих учреждений здравоохранения, не последует (п. 7 ст. 31 закона). Также п. 10 статьи 31 закона не предусмотрено принятие дополнительного решения о признании права оперативного управления на ранее переданное учреждению имущество. Не будет приостанавливаться или прекращаться действие лицензий, свидетельств об аккредитации, иных разрешительных документов, выданных учреждению (п. 12 ст. 31). В переходный период вновь создаваемые бюджетные и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений.

Нерешенные вопросы
Вступление закона в силу потребует пересмотра и принятия целого ряда подзаконных актов. Основное бремя правотворчества в этом направлении возьмут на себя органы исполнительной власти в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальные образования.
Прежде всего, необходимо четко сформулировать само понятие государственного (муниципального) задания для учреждения здравоохранения, урегулировать порядок формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения. От этого будут зависеть размер субсидий, выделяемых конкретному учреждению из соответствующего бюджета, а также порядок предоставления бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) автономному и бюджетному учреждению.
Вторая, не менее важная группа вопросов - это имущественные отношения. Особо ценное движимое имущество не включено в объекты, которыми учреждение имеет право распоряжаться по своему усмотрению без согласия собственника. Поэтому на соответствующем уровне должен быть издан нормативный акт, определяющий порядок отнесения такого имущества к данной категории, и утверждены соответствующие перечни.
В-третьих, предстоит урегулировать круг вопросов, связанных с преобразованием учреждений в ту или иную организационно-правовую форму, а именно: установить порядок реорганизации государственного (муниципального) учреждения, порядок изменения типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменения типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения. Нуждаются в регламентации процедуры принятия решения о ликвидации бюджетных, казенных и автономных учреждений, открытия и ведения автономными учреждениями лицевых счетов, а также порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением для ее размещения на официальном сайте в сети Интернет.
Немаловажным представляется четкое установление критериев оценки эффективности и результативности деятельности руководителя бюджетного учреждения, а также допустимых значений просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения.
Для решения этих и других вопросов, без чего невозможна реализация закона, в Татарстане создана межведомственная рабочая группа по разработке необходимых нормативных правовых актов. Работа уже начата, и в ближайшее время соответствующие акты будут приняты и вступят в силу.
Реформирование системы здравоохранения - это сложный, многоступенчатый процесс, требующий комплексного подхода. Его успешное завершение невозможно без предоставления учреждениям здравоохранения определенной самостоятельности. Именно этой цели и служит Закон №83-ФЗ.

Татьяна СТРЮКОВА,
начальник юридического отдела
Министерства здравоохранения РТ

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.