background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

24 августа 2019 г. | 14:08

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Медицина на экспорт

В 2018 году в Татарстане стартовал проект по развитию медицинского туризма. Смогут ли ведущие клиники республики составить конкуренцию европейским? Как сделать нашу медицину привлекательной для инвестиций? Ответы на эти вопросы – в интервью руководителя проектного офиса по развитию медицинского туризма в Республике Татарстан Аллы Гумеровой.


- Алла Гумаровна, один из разделов национального проекта «Здравоохранения» носит название «экспорт медицинских услуг». Соответственно, какие задачи сегодня поставлены перед отечественным здравоохранением?


- Экспорт медицинских услуг – одно из приоритетных направлений для нашей отрасли. Причем задачи по привлечению иностранных пациентов поставлены перед всеми регионами, независимо от степени развития их здравоохранения. В этом есть свой смысл, ведь медицинский туризм – это дополнительные инвестиции, которые, в свою очередь, помогут сделать более доступными современные технологии. Согласно национальному проекту, к 2024 году нам необходимо увеличить количество иностранных пациентов, получающих медицинскую помощь в российских клиниках, в четыре раза. Это амбициозная задача, но я уверена, что она достижима. Более того, это очень перспективное направление. Наглядным примером служит Турция, которая стала развивать медицинский туризм в общем-то не так давно, и на сегодня он является одной из важных статей бюджета государства.
Я считаю, что надо рассматривать медицинский туризм не только с точки зрения инвестиций извне, но и как возможность сохранить средства внутри республики. Не секрет, что определенная часть наших сограждан уезжает на лечение в такие страны, как Израиль, Германия и др. Мы должны вернуть их доверие к отечественному здравоохранению, донести, что они могут получать такие же услуги в татарстанских клиниках. Если они хотят получать медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную и выходящую за рамки ОМС, мы должны дать им такую возможность. Конечно, для этого необходимо создать условия, не уступающие таковым в зарубежных клиниках.

 

 

- На ваш взгляд, что мы можем перенять у зарубежных коллег?


- Наши ведущие врачи проходят стажировки в зарубежных клиниках, общаются с иностранными коллегами в рамках своих профессиональных компетенций. И у всех есть понимание, что мы здесь выполняем те же операции, на таком же оборудовании, владеем теми же методиками, в конечном счете, работаем по мировым стандартам. Просто мы по-прежнему находимся во власти неких стереотипов, что у нас все хуже, чем в той же Европе. При этом нам, конечно, есть над чем работать, прежде всего, это касается организационных вопросов, сопутствующих моментов.
Например, когда человек приезжает лечиться в Германию, он понимает, что каждая его минута пребывания в клинике будет расписана. Все сотрудники, начиная с администратора и заканчивая специалистом, очень четко выполняют свои функциональные обязанности. Пациент не тратит время на ожидание, его, что называется, сразу «берут в оборот». В строго назначенное время проводится обследование, тут же – госпитализация или амбулаторный прием, консультации всех необходимых специалистов и т.п. Все очень сжато по срокам и с максимальной эффективностью. Организация работы, распределение потоков – нам есть чему учиться.
Отдельное направление работы – это повышение качества сервисных услуг. Что привлекает российских пациентов в Европе? Красивая ухоженная территория клиники, светлые палаты, решение всех бытовых вопросов – индивидуальная доставка еды, одноразовые наборы для душа, зубная щетка, халат, тапочки и т.п. Все как в хорошем отеле. Что-то из этого списка есть в наших клиниках, чего-то не хватает. В любом случае системно и полно эти вопросы не решаются, а ведь именно из таких мелочей и создается положительный имидж клиники, ее конкурентоспособность.
Определенные шаги в этом направлении делаются. В ряде клиник созданы отдельные структуры, которые занимаются внебюджетной деятельностью. В частности, в ДРКБ - это «Ихсан-мед». Организован отдельный вход, ресепшен, навигация, работает колл-центр. Нет пересечений с потоком пациентов, поступающих по программе ОМС. Созданы хорошие условия пребывания, в том числе для сопровождающих, есть палаты повышенной комфортности. ДРКБ является ведущей клиникой детского здравоохранения республики, у нее нет конкурентов внутри Татарстана, да и в ПФО она занимает лидирующие позиции. Таким образом учреждение является отличной пилотной площадкой для развития медицинского туризма, отработки соответствующих организационных решений.

 

- Какие еще есть предпосылки для развития этого направления?


- Надо отметить, что медицинское обеспечение крупных международных соревнований, таких как Универсиада, Чемпионат мира по водным видам спорта, Мундиаля, стало лучшей проверкой наших ведущих клиник на соответствие мировым стандартам. В наших медучреждениях было пролечено много иностранцев – спортсменов, болельщиков, организаторов. Ни у кого не было нареканий к качеству медицинской помощи. Это результат командной работы всех участников процесса. Ну и конечно, мы очень серьезно готовились к этим мероприятиям, обучали врачей английскому языку, решали организационные вопросы, закупали дополнительное оборудование и т.д.
Говоря о перспективах, надо отметить наши конкурентные преимущества. По уровню сервиса мы объективно уступаем Германии, Израилю, Швейцарии. Но если сравнивать, например, с Индией, где сегодня идет рост медицинского туризма, мы можем предложить более комфортные условия пребывания. При этом наши услуги стоят существенно дешевле. Вопрос в том, как донести эту информацию до потенциальных клиентов. Необходима масштабная информационная кампания, чтобы обеспечить максимально эффективное продвижение. В наш проектный офис входят специалисты Государственного комитета РТ по туризму, прорабатывается вопрос интеграции с брендом Visit Tatarstan. Большую помощь оказывает Минпромторг РТ, полномочные представители Татарстана.

 

- Каковы ваши планы на ближайшую перспективу?


- Осенью 2018 года мы рассмотрели возможности ряда ведущих клиник Татарстана, изучили работу каждой больницы, в которой предполагается развивать это направление. Причем с позиции потенциального иностранного пациента. Куда он должен прийти? Как быстро ему оформят документы? Где он будет размещен? Как решены его бытовые вопросы? И многое другое. На сегодня можно сказать, что будет прорабатываться бренд медицины Татарстана в целом – с созданием портала, единой диспетчерской службы. Но главное – мы должны изменить организацию процессов внутри самих клиник, обеспечить раздельные потоки, подготовить персонал, особенно средний и младший, сделать все для формирования индивидуального подхода к оказанию медицинских и сопутствующих услуг.
Уверена, что у этого проекта большое будущее. Формирование потока пациентов из-за рубежа – это новая точка роста для отрасли. Благодаря этому, мы сможем внедрять передовые технологии, повысить качество медицинской помощи, обновлять парк медоборудования, улучшать условия пребывания, повышать квалификацию медперсонала. От этого все будут в выигрыше. И в первую очередь жители Татарстана.

 

 

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.