Общество нуждается в качественном здравоохранении. Задача государства - обеспечить качественное здравоохранение для всех граждан. Для этого систему здравоохранения побуждают (или подвергают) модернизации.
Рустам Сунгатов,
доктор экономических наук

Страны пытаются решить эту задачу по-разному. Кто-то начинает с концепции, кто-то проводит реформу, а кто-то запускает проекты - медицинские или инфраструктурные.
У первых есть шанс, что получится. Вынужден огорчить вторых и третьих, в здравоохранении - не получится. Примеров достаточно. Без концепции ни реформа не сработает, ни проект - даже медицинский, а уж тем более - инфраструктурный (под инфраструктурным проектом мы понимаем проект как по внедрению современных коммуникационных систем, так и по модернизации операционных процессов), - не приведет к эффективному результату. Даже если Проект назвать Концепцией.
Почему?
В здравоохранении, в отличие от других отраслей, подход к модернизации «от проекта» не работает, поскольку нельзя установить «продуктовые» цели - в здравоохранении «продукт» - это здоровье, которое пока четкого измерения не имеет, а значит, не может быть целеполаганием. Об этом элегантно сказал Питер Друкер, - «Управлять можно только тем, что можно измерить».
Поэтому идущие в здравоохранении «от проекта», особенно, инфраструктурного, нуждаясь в целях, устанавливают в качестве цели некоторые технические показатели самой системы.
И здесь происходит «системный сбой».

Система
Кто сказал, что социальная система добровольно и охотно решает задачи, для которых создана? Система - это почти живой организм, единственная естественная задача организма - не служить кому-то, а собственное воспроизводство, желательно - расширенное. Все остальное организм / система или не делает, или делает вынужденно.
А поскольку система хочет работать только на себя, то невозможно ее побудить / принудить сделать что-то полезное без четкой постановки цели, положившись на то, что система сама поставит правильные цели из «высоких соображений». Цели система поставит, но только в рамках своего воспроизводства.
Соответственно, любой запущенный без общей концепции медицинский проект, инициированный внутри системы здравоохранения, влияет на конечный продукт - здоровье - далеко не всегда ожидаемым образом, а инфраструктурный проект - если и влияет, то крайне незначительно и опосредованно.

Электронное здравоохранение
Для реализации национальной Программы модернизации здравоохранения одним из важнейших функционалов и, в то же время, инструментов, выступает Электронное здравоохранение. Наиболее частая ошибка - представить Электронное здравоохранение как цель (или одну из целей) модернизации здравоохранения и запустить проекты, где в качестве целеполагания установлены не задачи государства в области здравоохранения, а функционал, средство, инструмент. Конечно, так легче. Как строить мост вдоль реки.
А когда «парусник не получится» («Как вы умудряетесь втащить парусник в бутылку через такое узкое горлышко? - Очень просто - берем обрезки ниток, щепочки, лоскутки ткани, гранулы клея, все это закидываем в бутылку и трясем. - И? - Иногда получается парусник»), то затребовать еще денег.

Короче,
«Неоконченная пьеса
для механического пианино»...
В здравоохранении к успеху приводит сложная работа, где в начале пути - Концепция, а непосредственным проектам предшествуют
Стратегия,
Дорожная карта,
Функционалы.
С точки зрения Экономики государства, Здравоохранение - это комплексная отраслевая структура. То есть, последовательность линейки развития Здравоохранения как Комплексной отраслевой структуры, приводящая к Национальной программе, выглядит так:
Концепция
Стратегия
Дорожная карта
Функционалы
Проекты
Инструменты
где:
Программа - совокупность элементов из Стратегии, Дорожной карты, Функционалов и проектов, оформленных как самостоятельные задачи по изменению состояния выбранных показателей © RS
Концепция - комплекс взглядов на определенное явление © RS
Стратегия - формирование условий и необходимых ресурсов для возможности реализации Концепции © RS
Дорожная карта - последовательность этапов реализации Стратегии © RS
Функционал - законченное решение выбранной самостоятельной задачи или процесса из состава отрасли © RS
Примером Функционала медицинского может служить, например, медицинская информационная система «Мониторинг беременных» или «Мониторинг уровня свертываемости крови», а функционала инфраструктурного - организация «Диспетчинга Скорой помощи» или «Система экспертных заключений по исследованиям»
Проект - строго зафиксированный в части целей, ресурсов и сроков объем работ
для выполнения выбранных этапов Дорожной карты
или реализации функционала © RS
Инструменты - технологии, универсальные конструкции,
устройства и алгоритмы © RS
Реализация проектов, в том числе, по развитию электронного здравоохранения, должна осуществляться в рамках комплексной национальной Программы, которая разрабатывается по Концепции, придерживаясь сформулированной Стратегии, в соответствии с Дорожной картой, с явно указанными Функционалами - как медицинскими, так и инфраструктурными. Выбор инструментов для выполнения проектов - это задача специалистов, профессиональных технологов.
Для решения задач Нового здравоохранения, которое ориентировано, в первую очередь, на пациента (является пациент-ориентированным), необходимо интеллектуальное решение - платформа электронного здравоохранения (*), которая обеспечивает эффективную организацию оказания высококачественной медицинской помощи для всего населения при экономически обоснованных затратах.

Платформа должна решать задачи:
клинической, превентивной и профилактической медицины, обеспечивая преимущественное развитие превентивной и профилактической медицины. В качестве инструмента профилактики должна быть реализована система, позволяющая участнику системы самостоятельно или с помощью своего персонального консультанта составлять личную программу по улучшению здоровья и автоматизированно отслеживать показатели, получаемые с различных медицинских устройств, в первую очередь, мобильных гаджетов.
Клиническая медицина должна обеспечиваться автоматизацией медицинских процессов на уровне пациентов, врачей и клиник.
Отдельным важным элементом является то, что Платформа должна быть также инструментом для решения задач специального раздела здравоохранения - Промышленной медицины, предъявляющей особые, в некоторых случаях, критически жесткие требования к отдельным категориям специалистов на особо напряженных участках работы.
Платформа должна полностью соответствовать и поддерживать двухзвенную архитектуру Нового здравоохранения, с уровнем первичной медицинской помощи и специализированным уровнем высокотехнологичной медицины, обеспечивая их интеграцию на уровне единого доступа к данным и совместную работу с «общими» пациентами.
Платформа должна формировать Единое медицинское пространство (ЕМП) и обеспечивать функциональную поддержку для всех участников, прежде всего, пациентов и врачей, руководителей медицинских учреждений а административного аппарата, а также для фармацевтов, страховщиков, юристов и т.д., для сферы специального образования - преподавателей и студентов, для научной-инженерной сферы - ученых и исследователей

Идеология электронного здравоохранения
заключается в создании системы сбора всей медицинской информации в Едином медицинском пространстве с предоставлением участникам ЕМП доступа к собираемой информации (в соответствии с правами доступа) и возможности решать различные задачи с помощью предоставляемых Платформой универсальных систем - для отдельных клиник (клиническая информационная система (КИС/HIS) и функциональных систем - общего назначения, так и специальных систем, как, например, мониторинг данных от кардиоимплантатов, мониторинг беременных, мониторинг уровня свертываемости крови (антикоагуляция), мониторинг уровня сахара при диабете или риске его возникновения, и т.д. - от различных провайдеров медицинских услуг и разработчиков
Платформа должна взаимодействовать с клиническими информационными системами различных производителей, но также обязательно должна предоставлять специальную легкоустанавливаемую Облачную Клиническую информационную систему (ОКИС / СHIS), которая будет интегрирована с Платформой.
ОКИС должна быть разработана исключительно в облачной архитектуре, что позволит сократить время установки, обучения пользователей и обеспечить запуск в «промышленную эксплуатацию» в считанные дни. В клинике не потребуется устанавливать никакого дополнительного оборудования, поскольку точка входа в систему будет осуществляться с любого устройства, имеющего доступ к интернет. Это даст возможность установить современную систему тем клиникам, которые прежде работали без системы в силу дороговизны или технической сложности, и также перейти тем, чья система устарела или громоздка.
Особое внимание должно быть уделено средствам разработки - это может быть проприетарное или свободно распространяемое программное обеспечение, или их сочетание. Плюсы и минусы их широко и постоянно обсуждаются, важно, чтобы выбор был обоснованным.
Тем самым, ОКИС, являясь многофункциональной системой управления клиникой, в то же время, ускорит привлечение в Платформу новых участников, поскольку в клиниках, работающих под управлением ОКИС, преимущества Платформы будут очевидны даже для людей, мало использующих интернет, а персонал клиник будет прямо заинтересован в привлечении пациентов в участие в Платформе.
Однако, надо все время помнить и следить, что платформа должна быть понятной и легкой в использовании. Уровень эргономичности должен определяться не опросами «под давлением», а интенсивностью реальной эксплуатации. Одним из объективных критериев может быть, с какой скоростью увеличивается трафик.
АРХИТЕКТУРА СБОРА
МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Платформа должна собирать и уметь работать с информацией из всех источников (радиологическое и лабораторное медицинское оборудование, клинические информационные системы, мобильные гаджеты непрерывного мониторинга и т.д.) и обеспечивать комфортный доступ к ним.
Надо видеть разницу между системами с абсолютной полнотой данных, например, банковские системы, и системами, где полноты данных достичь невозможно или нецелесообразно. Здравоохранение относится ко второму типу.
Именно выбор архитектуры с централизацией всех данных и стал одной из причин краха многих проектов электронного здравоохранения.
Платформа должна уметь работать как с централизованными данными, так и с распределенными.
Для работы с централизованными данными Платформа должна предоставлять архитектуру централизованного хранилища данных (ЦХД) и Систему дистрибуции изображений.
Распределенные данные хранятся в различных хранилищах. Для одновременной работы с централизованными и децентрализованными данными Платформа должна использовать специальный диспетчер с функциями интеграции данных и контроля транзакций, который позволяет отслеживать все доступные данные и транзакции, касающиеся выбранного объекта. Технические средства сегодня легко позволяют получать быстрый доступ к распределенным данным по ссылке или индексу и обеспечивают контроль за целостностью информации.
Платформа должна обеспечивать:
• для пациентов - сбор и возможность
управления всеми личными медицинскими
данными, предоставления необходимых
данных выбранным врачам, непрерывная
экспертная помощь в виде информационной
поддержки, постоянной связи с персональным
врачом, консультаций экспертов в выбранных
областях, возможности разработки и контроля за выполнением индивидуальных
оздоровительных планов
• для врачей - возможность видеть
все необходимые данные по пациенту,
консультироваться с экспертами
и координировать свою работу с клиниками
• для клиник - возможность непрерывного
контакта и наблюдения за своими пациентами
• для страховых компаний - возможность
оперативного взаимодействия с провайдерами
медицинских услуг и повышения
объективности их требований
Ключевыми инструментами
для Платформы являются:
• современные медицинские технологии
• информационные технологии, обеспечивающие сбор, обработку и распределение больших массивов данных
• телекоммуникационные технологии, обеспечивающие устойчивый доступ к систему и поддерживающие высокоинтенсивный трафик данных
Добавленная стоимость возникает:
• для пациентов - при реализации индивидуальных программ здоровья и в результате более простого доступа к специалистам, в том числе, экспертного уровня
• для врачей и клиник - за счет снижения
непроизводительных расходов
(например, устранения дублированных анализов)
и повышения производительности с более
высоким качеством
• для страховых компаний - за счет уменьшения
необоснованных счетов и возможности
непосредственно влиять на качество
оказываемых медицинских услуг
Отдельно следует упомянуть фармацевтические компании, для которых
Платформа является каналом адресной доставки предложений и в то же время, обеспечивает обратную связь по эффективности применения препаратов и медикаментов.
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ И ИНТЕРНЕТ
Основой реализации решения как бизнеса уровня массового внедрения является Телекоммуникационная составляющая, поскольку Новое здравоохранение сопровождается очень высоким трафиком данных и огромными массивами данных, которые в совокупности представляют новую сущность, так называемые big data.
Платформа электронного здравоохранения использует интернет и облачное хранение данных как основную инфраструктуру.
Системы предоставления различных сервисов через интернет показывают ежегодный рост в 10-20 и более %. Нет сомнения, что и в здравоохранении службы, предоставляемые через интернет, будут все более востребованы и со временем из систем опциональных де-факто будут становиться основными системами де-юре.
Платформа может работать на любом Центре обработки данных (ЦОД), публичном, государственном или частном, в зависимости от условий заказчика. Платформа может клонироваться и использоваться для высоко защищенных групп участников, работать на собственном сервере без выхода во внешний интернет, например, в рамках страховой компании или корпорации.
ПОТРЕБИТЕЛИ И ЗАКАЗЧИКИ
Платформа должна быть универсальным решением, что позволит ее применить для различных категорий участников:
• индивидуальный пользователь - любое физическое лицо
• клиника или частнопрактикующий врач
• корпорация - это очень важный участник медицинского пространства, поскольку корпорации все более заинтересованы в стратегическом поддержании здоровья своих сотрудников и членов их семей, Платформа позволяет создать внутри корпорации систему поддержки медицинского обслуживания - корпоративный кластер
Платформа является исключительно эффективным инструментом для совместной работы сложных организаций, таких, как сети клиник или интегрированные структуры, включающие в себя объединения разного профиля, например, ассоциации, консорциумы и т.д. и может обеспечить полное управление здравоохранением в рамках административной территории - района, области или целого государства

Устойчивость
Платформы
Устойчивость Платформы должна обеспечиваться глубокой привязкой к медицине. Соответственно разработка Платформы электронного здравоохранения должна вестись в тесном взаимодействии с медицинским сообществом и сопровождаться непрерывным исследовательским процессом.
Таким образом, Платформа представляет собой комплекс программно-аппаратных продуктов и организационных механизмов, который обеспечивает повышение качества оказания медицинской помощи и увеличение объема медицинских услуг посредством интеграции всех участников системы здравоохранения и единого управления и обработки всеми медицинскими данными, то есть, предназначена для пациентов, врачей, клиник, фармацевтических и страховых компаний, а также всех других участников системы здравоохранения.
Платформа является самостоятельным решением, которое выводит Здравоохранение на качественно иной уровень эффективности по объемам и качеству медицинской помощи, при глубокой оптимизации расходов. Экономический потенциал данного решения соизмерим с частью бюджетов на здравоохранение, выраженной от этих бюджетов в процентах в 2-значных цифрах.
ВЫВОДЫ
Модернизация здравоохранения должна направляться Национальной программой развития здравоохранения.
Национальная программа руководствуется перспективной Концепцией, в которой государством отрасли определены глобальные цели.
Основой Национальной программы служит Стратегия, представляющая формирование ресурсов и условий для реализации Концепции.
Дорожная карта фиксирует этапы реализации стратегии, указывает функционалы, которые необходимо запустить, обозначает задачи для конкретных проектов.
Проекты могут быть медицинскими и инфраструктурными, в частности, для реализации Электронного здравоохранения.
Электронное здравоохранение - один из важных функционалов для выполнения Программы и, соответственно, реализации Концепции.
Электронное здравоохранение - это и функционал, и выделенная сущность здравоохранения, разработка электронного здравоохранения - это самостоятельный проект, но в рамках единой национальной программы.
Ключевыми элементами Платформы являются система хранения и дистрибуции данных, система управления клиникой, единый информационный портал для всех участников медицинского пространства.
Важнейшим свойством Платформы является уровень ее эргономичности.

.