background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

24 августа 2019 г. | 15:08

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

На благо общественного здоровья

27-28 февраля в Казани пройдет III Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее». Организаторы — КабМин Республики Татарстан, ERTICO ITS Europe (Европейская ассоциация по интеллектуальным транспортным системам), министерства и ведомства России и Татарстана, государственные учреждения. Цель конференции – обмен результатами фундаментальных исследований и опытом внедрения инновационных разработок в различных областях безопасности жизнедеятельности. В работе форума примут участие руководители, ведущие специалисты министерств, ведомств, научных учреждений России и зарубежных стран. На конференции будут рассмотрены вопросы государственной политики в области национальной безопасности, безопасность в транспортной сфере, деятельность службы медицины катастроф и др. В преддверии этого масштабного международного форума Healthy Nation представляет выдержки из статей ряда докладчиков, позиции ключевых спикеров касательно вопросов «общественного здоровья».




Рифкат МИННИХАНОВ:

  «Город должен быть комфортным для перемещения
  людей, а не автомобилей».

Каким образом недавнее послабление скоростного режима сказалось на ситуации по смертности на дорогах? Этот и другие актуальные вопросы оптимизации дорожного движения — в интервью главы республиканского Управления ГИБДД МВД РТ Рифката Минниханова.

- Рифкат Нургалеевич, можно ли говорить о том, что Казань достигла пика автомобилизации? Сколько сейчас автомобилей зарегистрировано в городе, и каков прогноз на ближайшее будущее?
- Темпы прироста частного автопарка несколько снизились, однако они по-прежнему остаются чрезвычайно высокими. По сравнению с 2004 годом количество автомобилей, зарегистрированных в Казани, выросло в 2,2 раза, и к настоящему времени их число  достигло 345 тысяч, то есть 260-270 машин на каждую тысячу населения. Существуют прогнозы, согласно которым столица Татарстана вполне способна достичь показателей крупных европейских городов (англичане, например, оценивают предел насыщения в 500-600 автомобилей на тысячу жителей). Однако более реальный, на мой взгляд, прогноз - 310 машин.
- Успевает ли развитие дорожно-транспортной инфраструктуры за ростом автомобилизации? И если нельзя ограничить ее рост – человеку ведь не запретишь покупать машину, если он того желает - что предпринимает ГИБДД и МВД с целью минимизировать последствия этого процесса?
- Если человек хочет стоять в пробках – это его право, пусть стоит. Но мы должны предложить достойную альтернативу в виде общественного транспорта, который ходит часто, ритмично, имеет удобные стыковки и т. д. Помимо того, что автобус везет от 20 до 80 пассажиров, в то время как автомобиль – одного-двух, еще и статистика по ДТП с участием общественного и личного транспорта несопоставима. Организация выделенных автобусных  полос и кратное увеличение штрафов за выезд и парковку на них вкупе с установкой систем видеофиксации – достаточно серьезный шаг в сторону развития системы общественного транспорта.
- Как отразились на аварийной ситуации недавние поправки в Административный Кодекс, в частности, послабление скоростного режима?
- Как мы и предсказывали, самым негативным образом. С 2008 года Управление ГИБДД стало устанавливать системы видеофиксации скорости, сейчас камер 154. В результате резко снизилось количество погибших в ДТП, причем с обоих сторон.
Что мы имеем сегодня? Разрешенная скорость фактически была увеличена до 80 км в час, в то время как увеличение скорости на каждые 10 км в час влечет за собой рост аварийности на 20-30 процентов. И это не умозрительные заключения – это статистика, написанная кровью. Сегодня мы уже пожинаем плоды такой «либерализации». Количество погибших на дорогах: в сентябре 2012 года — 5 человек, в сентябре 2013-го – уже 8; в ноябре 2012-го – 7 человек, в ноябре 2013-го – 13!
- Некоторое время назад информация, озвученная ГИБДД, о планах установить по всему городу знаки «40 км в час» вызвала нездоровый ажиотаж, если не сказать, возмущение автомобилистов.
 - Мне, честно говоря, весьма было странным слышать, в том числе, от уважаемых, публичных людей, что они «никогда не будут ездить 40». А что, они до сих пор так ездили? Все ездили, используя тот самый разрешенный недавно люфт в 20 км в час. Наша задача – не ограничивать людей в удовольствии, а в наведении порядка на дорогах, хотя до этого еще, к сожалению, далеко. Для многих нарушения ПДД стали частью образа жизни: в Татарстане порядка сотни водителей, которые уже выплатили штрафов на 200 тысяч рублей, и еще больше тех, кто наездил на 100 тысяч. Встречаются «уникумы», уже заплатившие 800 тысяч (!) рублей.
Кроме того, на 14-ти самых аварийных участках в городе уже год как работает ограничение 40 км/час, «усиленное» системами видеофиксации, и за год количество погибших на этих участках снизилось с 16-ти до 12-ти. Поэтому ограничения  и видеофиксация будут вводиться и дальше, прежде всего, в зонах пешеходных переходов, вблизи школ и детских садов, там, где больше всего аварий, выездов на встречную полосу и т.д. Речь, кстати, не только о Казани – ограничения будут введены на самых аварийных участках республиканских трасс; кроме того, скоростной режим на одних и тех же участках будет разным зимой и летом.
- Рифкат Нургалиевич, каким же вам видится будущее дорожно-транспортного комплекса Казани?
- Город должен быть комфортным для перемещения людей, а не автомобилей. Он должен быть безопасным: отправляя ребенка в школу, его родители вообще не должны допускать мысли, что он может попасть под колеса.  Рецепт, повторюсь,  здесь один, он проверен и испытан в других странах: необходимо развивать систему общественного транспорта. И чем больше людей будут пользоваться им, тем лучше и слаженнее он будет работать.

По материалам журнала Top Builder № 6 (44), декабрь 2013.


Резеда БОДРОВА,
заведующая кафедрой реабилитологии
и спортивной медицины КГМА, к. м. н.

Игорь ТИХОНОВ,
аспирант кафедры реабилитологии
и спортивной медицины КГМА


  Реабилитация по международному стандарту

В настоящее время дорожно-транспортные происшествия являются одной из ведущих причин инвалидности населения вследствие поражения различных отделов спинного мозга. В России ежегодно регистрируется около 50 тысяч случаев позвоночно-спинномозговых травм. Эффективная реабилитация таких больных является одной из актуальных задач современной нейрореабилитации.

Существующие многочисленные шкалы и опросники для оценки состояния пациента зачастую ориентированы на выявление лишь определенных структур и функций организма, не учитывая его целостное состояние, включающее такие важные элементы, как социальная адаптация, качество жизни. Одобренная  22 мая 2001 года на 54-й Всемирной ассамблее здравоохранения Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ) является международным стандартом оценки состояния здоровья человека с учетом как утраченных функций, так и возможности прогнозирования реабилитационного потенциала, включая все аспекты жизнедеятельности каждого конкретного индивида в определенных условиях среды обитания.
Нарушения структуры и функций в МКФ оценивают с использованием определенных идентификационных критериев (т.е. как существующие или отсутствующие в соответствии с пороговым уровнем).Они одинаковы для функций и структур. Как только нарушение появляется, оно может быть оценено по степени выраженности с использованием общего определителя. Если нарушения структур и функций организма требуют подтверждения с помощью функциональных и инструментальных методов исследования, то ограничение активности и участия строится в основном на субъективной самооценке пациентом.
Нами было проведено исследование с целью оценки эффективности медицинской реабилитации пациентов на основе МКФ. 38 пациентов  с последствиями поражения спинного мозга на шейном, грудном и пояснично-крестцовом уровнях в раннем восстановительном периоде проходили обследование и лечение. Больные были распределены на 3 группы, в зависимости от уровня поражения: 13 человек — с повреждением шейного отдела, 11 — с повреждением грудного отдела, 14 — пояснично-крестцового отдела. Средний возраст — 32,3±1,9 лет.
Все пациенты получали патогенетическую медикаментозную терапию, кинезиотерапию, медицинский массаж, индивидуальную и групповую лечебную физкультуру, рефлексотерапию, пассивную и активную механотерапию с биологической обратной связью, психологическую коррекцию.
В качестве целостной оценки динамики и эффективности проведенного лечения использовалась МКФ. Для детального определения уровня и степени тяжести травмы спинного мозга применялась классификация ASIA (American Spinal Injury Association, 2000);  для выявления функциональной независимости — шкала FIM (Functional Independence Measure); уровня бытовой активности – шкала Бартела (1955). Для оценки двигательных функций использовался индекс мобильности Ривермид (по F.M.Collen 1991); спастичности — шкала Ашворта (Ashworth B., 1964). Уровень депрессии оценивали по шкале Бека (А.Т. Бек, 1961); реактивную тревожность — с помощью теста Спилбергера-Ханина. Также применялись биохимические, инструментальные и нейрофизиологические методы оценки.
В результате проведенной медицинской реабилитации были достигнуты следующие результаты: у пациентов с поражением шейного отдела спинного мозга улучшились умственные функции за счет коррекции эмоционального фона на 28,2% (степень нарушения до лечения – 41,9%, после – 13,7%; Р<0,001); функции внутренних органов (преимущественно сердечно-сосудистая система, функции дыхания) – на 17,9% (до – 30,2%, после – 12,3%; Р<0,001); нейромышечные, скелетные и функции, связанные с движением, улучшились на 8,4% (до – 91,6%, после – 83,2%; Р<0,005).
У пациентов, перенесших травму грудного отдела позвоночника, улучшились функции внутренних органов (преимущественно пищеварительная, функции дыхания) – на 21,5% (до – 35,3%, после — 9,8%; Р<0,001); умственные функции на 26,9% (до – 34,4%, после – 7,5%; Р<0,001); нейромышечные, скелетные и функции, связанные с движением, улучшились на 12,7% (до — 82,1%, после – 69,4%; Р<0,005).
У пациентов, перенесших травму поясничного отдела позвоночника, улучшились нейромышечные, скелетные и функции, связанные с движением – на 14,5% (до – 62,1%, после – 47,6%; Р<0,001), функции внутренних органов – на 12,3% (до – 21,2%, после – 8,9%; Р<0,001), умственные функции – на 14,8% (до – 20,7%, после – 5,9%; Р<0,005).
При оценке эффективности лечения пациентов с поражением различных уровней спинного мозга в результате ДТП с использованием МКФ было выявлено, что наибольшая динамика достигнута в восстановлении умственных функций, функций внутренних органов, а также функций, связанных с аппаратом движения (нейромышечные, скелетные).
Применение МКФ со включением общепринятых шкал и опросников  позволяет провести системный анализ состояния здоровья пациента, определить краткосрочную и долгосрочную цели медицинской реабилитации, выявить улучшение жизнедеятельности и участия пациента, даже если нарушения структур остаются на прежнем уровне. Следует отметить, что использование МКФ позволяет объективно оценить эффективность проводимых лечебных мероприятий, определить прогноз восстановления нарушенных функций.


Сергей БУЛАТОВ,
профессор кафедры общей
хирургии КГМУ, д. м. н.

Александр АНТОНОВ,
ассистент кафедры скорой помощи,
анестезиологии и реаниматологии КГМУ

  Обучить основам: первая помощь при ДТП

Только за 2012 год в России произошло более 204 тысяч ДТП, в результате чего погибло около 28 тысяч человек. Статистика свидетельствует — оказание необходимой помощи пострадавшим в ДТП впервые 30-60 минут после его совершения позволяет снизить количество погибших в два раза.

Целью нашего исследования стала оценка подготовленности участников дорожного движения к оказанию первой помощи на месте происшествия, а также разработка соответствующей многоуровневой учебной программы. Объектом изучения стали студенты Казанского государственного медицинского университета, которые могут быть как участниками ДТП, так и свидетелями, а также  работать в бригадах скорой медицинской помощи и мобильных формированиях МЧС. Шестилетняя программа обучения КГМУ позволяет охватить как теоретические вопросы организации медицинской помощи, так и практические умения действий при ДТП. Однако уровень навыков, демонстрируемый выпускниками вуза во время итоговой государственной аттестации, свидетельствует о необходимости совершенствования используемой обучающей программы.
На первом этапе нами было проведено статистическое исследование эффективности проведения практических занятий под руководством преподавателя с использованием манекенов и специальных тренажеров для лучшего усвоения материала по вопросам экстремальных ситуаций. В четырех группах студентов третьего курса фармацевтического факультета был проведен программированный контроль по дисциплине «Первая доврачебная помощь» путем «входного» (вначале занятий) и «выходного» (после детального изучения темы) тестирования по теме «Оценка тяжести пострадавших. Сердечно-легочная реанимация».
Обучение студентов проводилось в Центре практических умений КГМУ, где имеется возможность отработать навыки оказания помощи как на месте происшествия, так и на последующих этапах оказания медицинской помощи. Имеющийся арсенал пособий, таких как манекены, имитационные накладки ран и пр., позволяет произвести моделирование различных травм и отработать практические навыки оказания первой помощи.
Для определения качества закрепления изучаемого материала использовались современные образовательные технологии. Определение степени подготовки студентов проводилось по следующим критериям:
а) тестовый контроль определения уровня знаний на компьютере с использованием компьютерной программы Assist-2;
б) решение ситуационных задач и разбор клинических случаев;
в) проведение дискуссий и выработка коллективного решения;
г) самостоятельное составление алгоритмов действий при критических ситуациях;
д) устный опрос и разбор темы;
е) освоение практических умений на манекенах и тренажерах;
ж) ролевые игры с привлечением специально подготовленных актеров.
Особо значимые и трудные для самостоятельного восприятия темы были доведены в виде курса лекций, а качество усвоения лекционного материала контролировалось в ходе практических занятий.
На наш взгляд, проведение одномоментного тестового контроля на компьютере имеет ряд преимуществ перед другими формами оценки качества знаний благодаря его оперативности, объективности, универсальности. Тестирование играет немаловажную роль в обучении и активной работе студента по изучению и усвоению учебного материала. Немаловажное значение имеет возможность проведения контроля знаний в короткое время у большого числа студентов.
По каждой теме представлялось задание из 25 вопросов. На каждый из них предлагалось до семи вариантов ответов, причем правильными могли быть от одного до пяти. Тестирование позволяло преподавателю быстро наладить обратную связь с обучаемыми, охарактеризовать уровень полученных знаний, а также степень ориентирования в применении практических навыков при чрезвычайных ситуациях.
В конце курса обучения студенты проходили итоговое компьютерное тестирование. Каждому студенту представлялось тестовое задание из 60 вопросов, на выполнение которого отводилось 60 минут. Программа оценки результатов выборочно и в произвольном порядке являла собой вопросы из разных тем.
При положительном результате студент переходил к практическим заданиям. Следует отметить, что практическое занятие — это особая форма обучения в медицинском вузе, при которой студенты перенимают опыт врачебной деятельности от старшего товарища, преподаватель может и должен обеспечить управляемое формирование клинического мышления обучаемого. Поэтому особая роль отводится решению и разбору ситуационных заданий, которые строятся в виде моделей клинических ситуаций, во время которых нужно ответить на вопросы врачебной практики: поставить диагноз, оценить тяжесть состояния пострадавшего, составить план и алгоритм оказания неотложной помощи. Форма задач должна быть четкой, с однозначными ответами и краткими решениями.
В ходе группового решения ситуационных задач содержание учебной деятельности выступает как средство общения, происходит формирование коллектива. Взаимодействие учащихся стимулирует развитие самооценки.
Сталкиваясь в практической деятельности с проблемами оказания неотложной медицинской помощи, каждый специалист должен иметь способность сопоставлять и анализировать множество разрозненных фактов, проявлять гибкость мышления. Поэтому в учебный процесс активно следует включать нестандартные способы решения учебных ситуаций. Ситуационные задания не предполагают готовых решений и способов действий, а побуждают к активной мыслительной деятельности. Наряду с тестированием и решением ситуационных задач, для закрепления материала и создания ассоциативного мышления проводились активные практические действия, такие как групповые дискуссии, занятия в малых группах, обсуждение рефератов, моделирование проблемных ситуаций с участием студентов, оказывающих помощь и имитирующих критическое положение. Например, студенту или группе студентов предлагается сымитировать повреждения различных степеней тяжести при ДТП, с демонстрацией характерных симптомов, другой же группе - оказать соответствующую помощь с использованием специальных или только подручных средств. Затем проводилось групповое обсуждение правильности и ошибок в действиях обеих групп.
Групповые способы обучения студентов влияют на улучшение качества усвоения, примерно на 20-30% увеличивают «прочность» сформированности действий, создают положительную мотивацию к учебному предмету и профессии, вырабатываются навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Прочные знания, умения и навыки достигаются поддержанием интереса студентов к предмету во время лекций, а особенно на практических занятиях, активной познавательной деятельностью, совершенствованием методики преподавания, своевременным и добросовестным выполнением всех заданий.


Анатолий Карпов,
заведующий кафедрой психотерапии
и наркологии КГМА, профессор, д. м. н.

Гулия Мясникова,
заведующая отделением клинической
реабилитации Республиканского центра
реабилитации МЧС РТ

  Социальные и духовные приемы самопомощи спасателей

Стресс оказывает деструктивное воздействие на психику и поведение. Человек осознает только то, что есть мощная угроза его биологической жизни, социальному положению и личностно-моральному статусу. Стресс создает безнадежные ситуации и ставит невыполнимые задачи. В этой ситуации единственным вариантом и стратегией выживания является самопомощь.

В чем она заключается? Для ответа на этот вопрос сотрудниками Республиканского Центра реабилитации МЧС РТ были проведены исследования спасателей МЧС и участников региональных конфликтов (Чечня, Дагестан) с целью изучения их личных приемов самопомощи в ситуациях и состояниях острого стресса.
Методика исследования заключалась в собеседовании с участниками, после которого им предлагалось заполнить анкету, разработанную профессором Карповым А.М. В ней содержалось 5 блоков вопросов с 3-16 вариантами предполагаемых и оригинальных ответов. Обследуемые отмечали вариант, с которым они были согласны и дополняли своими мнениями. В анкете регистрировались биологические, социальные, психологические и нравственные характеристики участников, используемые ими приемы самопомощи, субъективная оценка их эффективности. В исследовании приняло участие  294 человека.
Когда я нахожусь в чрезвычайной ситуации и должен спасать людей, быстро и эффективно работать, при этом сохранять свою собственную работоспособность и психологическую устойчивость, я помогаю себе, используя ряд приемов…
- на уровне социальных ресурсов — большинство участвовавших в исследовании отметили, что в стрессирующих ситуациях сохранять психологическую устойчивость им помогает уверенность в поддержке коллег, в безопасности близких родственников и информированность об обстановке. Материальное вознаграждение менее значимо, а тщеславие вообще неактуально.  
- на духовном уровне — большинство опрошенных в экстремальных ситуациях вспоминали о Боге и использовали какие-то религиозные мотивы. Половина участников опроса вдохновлялась тем, что спасение людей и помощь другим людям дает им духовный рост и «отпущение грехов».
Нужно ли улучшить подготовку спасателей приемам самопомощи?
87% спасателей считают, что для совершенствования профессиональной подготовки спасателей в учебную программу нужно включить раздел самопомощи в экстремальных ситуациях.
Отметим, что выборку обследованных, не использовавших приемы самопомощи, составили лица молодого возраста (18-25 лет), имевшие небольшой стаж работы. Именно с этой группой необходима системная практическая и разъяснительная работа по обучению приемам самосохранения.
Анализ использования социальных и духовных ресурсов спасателями в экстремальных ситуациях показывает, что большинство из них – люди неслучайные, имеющие определенный психотип и интуитивно чувствующие, какие методы необходимо использовать применительно к себе для самосохранения и профилактики «профессионального выгорания».
При профессиональном отборе и обучении индивидуальные интуитивные способности следует развивать и дополнить воспитательными, образовательными, методическими и практическими компонентами.  
  Представляют интерес три принципа О.Г. Гадецкого:
 «Жизнь человека всегда меняет несколько вещей, они универсальны.
Первое – это знание. Однако само по себе знание не может поменять жизнь человека. Нужен импульс живой веры, который даст уверенность, что знание обладает практической силой.
Для этого нужно общение с реализованной личностью – это второе. Когда у человека есть пример, он вдохновляется им.
Третий принцип – систематические усилия самого человека».
Полагаем, что на эти принципы нужно, прежде всего, опираться при разработке стратегической и тактической системы обучения спасателей.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.