background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

26 мая 2018 г. | 20:05

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Держать марку

История о том, как юношеское увлечение филателией вылилось в серьёзное исследование о марках. «Почтовое зеркало времени» – так можно назвать филателию, не оставляющую без внимания ни одно значимое историческое событие, ни одну историческую личность.

 

Коллекционирование почтовых марок – одно из самых массовых и доступных увлечений последних веков. У кого-то оно не вышло за рамки 2–3 юношеских альбомов, а кого-то сопровождает всю жизнь, украшая обыденность дней прикосновением к истории, поиском нового, страстью к прекрасному, а порой выливаясь в глубокие изыскания, интересные не только филателистам.

Сегодня в нашей стране книг по филателии издаётся очень мало, да и то это, в основном, каталоги советских и российских марок. Аналитические и обзорные работы практически не появляются. На этом фоне большой интерес у отечественных филателистов вызвала вышедшая в 2013 году книга главного врача Городской клинической больницы № 5 г. Казани, заслуженного врача РТ, к. м. н. Юрия Коршуна «Филателия Германии. 1933–1945», посвящённая теме необычной и во многом интригующей. Марки этого периода пользуются высоким спросом у коллекционеров: выполненные на высочайшем полиграфическом и художественном уровне, они подробно освещают историю целой эпохи – рождение нацизма, его рассвет и закономерный крах. Автор кропотливо исследует роль массированной пропаганды, во многом обеспечившей торжество национал-социалистических идей в народе, подарившем миру Баха и Бетховена, Шиллера и Гёте, Цеппелина и Даймлера. Одним из инструментов гитлеровских идеологов были и почтовые марки, ставшие действенным механизмом в общей работе машины формирования общественного мнения в нужном для Третьего рейха направлении – насаждении чувства национального превосходства, требовании реванша и возврата утраченных ранее территорий, тотальном перевооружении и государственном укреплении Германии.

 

 

«Каждая марка имеет свою историю, становится её частью, – рассказывает Юрий Коршун. – Использование марок в пропаганде началось не в 1933 году, а гораздо раньше. Ещё в Первую мировую войну открытки и марки с изображением солдат, читавших письмо своей невесты или пишущих ответное письмо, поднимали воинский дух фронтовых частей рейхсвера. Тоталитарное государство вывело все составляющие этого процесса на новый уровень: к работе привлекались именитые художники, использовались самые передовые для того времени технологии печати. Выпуски посвящались немецкой архитектуре, техническим достижениям, прославлению деятелей науки и культуры».

Размах филателии в Третьем рейхе объяснялся и экономическими соображениями. Выручка от реализации марок пополняла бюджет не только почтового ведомства, но и различных фондов (культуры, неотложной помощи, зимней помощи и др.), в том числе обеспечивала финансирование огромных военных расходов. При этом качество марок наглядно отражало ситуацию в экономике страны – благоприятную до 1942 года и катастрофическую позднее.

 

 

«Марки, конверты, открытки – это нечто большее, чем почтовые атрибуты государств, это крохотные спутники быта простых людей, – продолжает Юрий Вадимович. – В январе 1943-го коченеющие от холода и голода в окопах под Сталинградом немецкие солдаты получали с авиапочтой из далёкого фатерланда письма с изображением ангела-хранителя, примостившегося на шпиле Дрезденской ратуши. А войскам на Крите, подвергавшимся воздушной и морской блокаде, почту доставляли на подводных лодках. И эти марки с особыми штемпелями являются особенно редкими и ценными. В связи с этим появилось много подделок, и очень сложно провести экспертизу – та ли это самая марка. А вот на марке 1942 года Гитлер изображён в необычной формы фуражке. По некоторым источникам, она была очень тяжёлой, поскольку изготовлена с использованием стальных пластин для защиты фюрера от покушений. Это, конечно, предположение смелое, но таково моё мнение».

Увлечение марками к будущему главврачу пришло ещё в 1965 году. Постепенно из хаотичного собирательства оно стало тематическим коллекционированием, а систематичный подход к делу и настойчивость привели к нескольким наградам на филателистических выставках.

 

 

Юрий Коршун: «Из моих ранних коллекций мне особенно дороги колониальные марки. Мы тогда были школьниками и не знали, что такое колонии, а в Троицке, на Урале, где я родился и вырос, приток марок был очень маленький. Они приходили к нам окольными путями через несколько обменов. Но постепенно в моём альбоме появились и королева Виктория, и марки Фолклендов, Гибралтара, Виргинских островов и другие. Потом я увлёкся покорением Севера, подвигом челюскинцев, рейдами ледоколов. Мне дорога коллекция, посвящённая Великой Отечественной войне, – о защитниках Сталинграда, Москвы, орденская серия. Последнее время я уделяю внимание Испании эпохи гражданской войны 1936–1939 годов и даже задумал новую книгу. Там тоже имеются шикарные марки, а для меня эта тема интересна ещё и тем, что в Испании воевал мой дядя – лётчик-истребитель Николай Семёнович Герасимов. Звезду Героя Советского Союза под № 114 ему вручал лично И.В. Сталин».

Сегодня в эпоху электронной почты почтовые службы уже не играют прежней роли. Однако филателия продолжает существовать и развиваться, выпускаются прекрасные марки, альбомы, каталоги. К сожалению, как считает Юрий Коршун, она всё больше превращается из увлечения в бизнес.

«Появляются фирмы, готовые отпечатать любую марку и даже искусственно её состарить, – сетует он. – За сумасшедшие деньги продаются различные принадлежности от известных брендов: допустим, тематические альбомные листы могут стоить до 40 тысяч рублей. Недавно один старый филателист подарил мне хороший альбом советских марок 1921–1941 годов. Я поглядел в интернет – такой альбом предлагают на аукционе за 250 тысяч рублей. Это уже не хобби, а бизнес и нажива, что, конечно, сбивает с пути молодёжь. Сейчас на форумах филателистов говорят уже не об особенностях той или иной марки или серии, о её истории, а о ценах, сделках, конъюнктуре. Я опасаюсь, что наше поколение может быть последним, которое интересовалось собственно марками. И во многом для того, чтобы исправить это положение, я и написал свою книгу. Чтобы увлечь молодёжь тем, что в любом коллекционировании наиболее ценно, – интересом к культуре какой-либо страны, её истории, искусству, науке. Моя книга в этом смысле тоже пропаганда – пропаганда культуры. Я хочу, чтобы молодые люди почувствовали, насколько это удивительное ощущение, когда после трудового дня – пусть даже 10-часового – ты открываешь любимый альбом и с лупой в руках погружаешься в удивительный мир почтовой марки, в котором отражена вся история исканий и заблуждений, открытий и триумфов человечества».

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.