background

HEALTHY NATION - MAIN PRIORITY

13 ноября 2018 г. | 03:11

Баннер

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | Healthy Nation - cпециализированный журнал для специалистов в области медицины | 

РУБРИКИ

 

Медицина через объектив кинокамеры

«Как хирургу доверено проникать в организм человека, так и кинооператору человек доверяет проникнуть в свой внутренний мир, увидеть его, раскрыть зрителю. И это большая ответственность, не меньшая, чем у врача», – считает Николай Морозов, отметивший в 2015 году 50-летие профессиональной деятельности.

 

Кино про МММ

Николай Морозов окончил операторский факультет ВГИКа, прошёл путь от осветителя до режиссёра-оператора, работал на студиях телевидения, кинохроники, принимал участие в создании более ста игровых, документальных, научно-популярных и учебных кинофильмов. Он является членом Союза кинематографистов России, заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан, лауреатом и дипломантом международных, российских и республиканских конкурсов и кинофестивалей. Как доцент Казанского государственного университета культуры и искусств много работает с молодёжью, передавая полувековой операторский и режиссёрский опыт. Вместе с героями своих фильмов и репортажей он прошёл войну в Чечне, погружался в мир подростковых группировок, отразил трагедию распространения наркомании. Не отводя объектив от суровости социальных проблем, Николай Морозов уделил внимание и светлой стороне жизни – снял множество театральных постановок, делал фильмы о героях войны и труда, об учителях и, конечно, о бардах.

Наверно, любому оператору, работающему на телевидении, периодически доводится освещать темы, связанные со здравоохранением. Но Николай Морозов погрузился в медицину всерьёз и надолго, снимая не только новостные сюжеты, но и полнометражные публицистические и учебные фильмы.

 

 

«Про меня говорили, что я всю жизнь снимаю кино про МММ – милицию, менестрелей и медицину, – улыбается мэтр казанской киножурналистики. – Именно через мир авторской песни я по-настоящему соприкоснулся со здравоохранением. Я дружу с руководителем Казанского клуба авторской песни, одним из пионеров эндоскопии в России Владимиром Муравьёвым, известнейшим онкологом Евгением Сигалом, Владимиром Менделевичем, который заведует кафедрой медицинской и общей психологии медицинского университета, со многими другими врачами-бардами. В 1990 году друзья-онкологи предложили снять учебный фильм с участием создателя казанской онкологической школы М.С. Сигала. Снимали несколько раз: гастрэктомия – операция неординарная. И так получилось, что моя съёмка стала последней в его жизни. Как часто бывает в документальном кино, уже в 2000-е годы эти кадры вошли в фильм про школу Сигала, его учеников».

 

Погружение в тему

Советская школа документалистики учила тому, что, снимая кино, необходимо полностью окунуться в происходящее по ту сторону объектива, нужно владеть темой, про которую снимаешь.

«Я и сейчас по изображению на мониторе могу отличить экстерпацию матки от её ампутации, – комментирует Николай Морозов. – Друзья из Москвы мне даже как-то прислали открытку с таким поздравлением: «Главному киногинекологу России». У учебного фильма своя специфика, которую сейчас не все понимают. Иной раз на медицинских мероприятиях показывают видео, вроде всё здорово – экшн, слайдер, динамичный монтаж. А спросишь врача: «Что ты узнал из этого фильма?» Ничего. Пойдя на поводу модных форм, потеряли содержание».

 

 

Сам Николай Алексеевич старается вникнуть в предмет по максимуму. В 90-е годы, когда только начала развиваться эндоскопия, Виктор Одинцов и Марсель Самигуллин задумали создавать своё эндоскопическое оборудование и снимать фильмы, обучающие работе на нём. Даже открыли специальную студию «ЭРТ-видео» (расшифровывается, как «Эндоскопия-Россия-Татарстан»). В процессе многолетних съёмок, как в России, так и за рубежом, Морозов настолько поднаторел в этом вопросе, что доходило даже да смешного. Например, в Севастополе проводилась презентация возможностей эндоскопии, и когда врачи ушли на показательную операцию, представители местных СМИ продолжали расспрашивать о передовых методах малоинвазивной хирургии оператора из Казани. Только в конце довольно длительной «пресс-конференции» выяснилось, что он закончил не медицинский институт, а ВГИК. Что, впрочем, их ничуть не смутило – материал выпустили в эфир, слегка дополнив съёмкой настоящих эндохирургов.

 

 

Идеологическое оружие здоровья

«Кино – это мощнейший инструмент формирования общественного сознания, – говорит Николай Морозов. – Очень важно, что руководство Минздрава республики придаёт большое значение аудиовизуальным формам в деле информирования населения о возможностях современной медицины, создания привлекательного образа здравоохранения и пропаганде здорового образа жизни. В этой сфере наметились интересные тенденции, происходит синтез документального и игрового кино, ищутся новые формы взаимодействия со зрителем. В итоге мы должны получить не только кинематографическое произведение, но и учебное пособие, пропагандистский материал, идеологическое оружие в конце концов. Это наша сверхзадача».

Для освещения деятельности республиканского здравоохранения, тиражирования его положительного опыта снимаются и новостные материалы, и публицистические фильмы. Ежегодно огромная работа проводится по видеосопровождению конкурса «Врач года – Ак чэчэклэр», в ходе которой Николай Морозов создаёт настоящую летопись медицины Татарстана в лицах её тружеников и подвижников. Чтобы по-настоящему представить этих воистину героев невидимого фронта, мало операторского искусства и понимания специфики здравоохранения, нужно ещё очень любить этих людей и ценить их мало кому заметный ежедневный подвиг.

 

 

«В полутораминутный ролик нужно уместить и жизнь, и характер человека, попытаться раскрыть новые грани личности, о которых порой не знают даже его коллеги, – комментирует Николай Морозов. – А времени в обрез, необходимо ехать дальше, ведь наши герои разбросаны по всей республике. Но зато какая энергия исходит от медицинского сообщества, когда появляешься на каком-нибудь мероприятии, – везде знакомые лица, которые тебе благодарны за то, как ты про них рассказал. Поэтому мы просто не можем допускать халтуры. Обязательно показываем отснятый материал специалистам, они всегда могут найти какие-то неточности, заметные только опытному медику. Мы не гнушаемся советов профессионалов, чтобы никто потом не сказал: «Это ж киношники сделали! Что они в медицине понимают?».

 

 

Связь времён

Впрочем, доступность и влиятельность языка кино востребована не только в сфере здравоохранения. Так, фильм «Древний Болгар» (2013 г.) не просто рассказывает о становлении, развитии и сегодняшнем возрождении столицы Волжской Болгарии. Морозову удаётся раскрыть значение и уникальность событий тысячелетней давности в современном контексте, отразить межнациональное и межконфессиональное согласие, мир и добрососедство, ставшие основой для процветания древней столицы. Что служит уроком и заветом нам, наследникам великой культуры.

В 2015 году у Николая Морозова был юбилей – 50 лет профессиональной деятельности. В 1965 году он начал ходить на студию «КАИ-фильм». Здесь он снял полупрофессиональной камерой свои первые кадры, которые вошли в недавний фильм о студенческих строительных отрядах. Сегодня дело Николая Алексеевича вместе с ним продолжают его сын Кузьма (директор продюсерского центра «Иман-фильм») и дочь Дарья. Нас ждёт ещё немало открытий из сочетания бездонных киноархивов Николая Морозова и его вечно юного интереса к современности.

 

При использовании материалов сайта и журнала Healthy Nation, ссылка на источник обязательна.

Официальный сайт журнала Healthy Nation. Учредитель и издатель - рекламное агентство «Красная строка». Свидетельство о регистрации - ПИ № ТУ 16-00375. Все товары сертифицированы, услуги лицезированы.